Россия предложила ввести мораторий на европейскую систему торговли квотами на выбросы авиации.
Делегация Российской Федерации во главе с заместителем министра транспорта РФ Валерием Окуловым 26-27 января 2012г. в Брюсселе провела встречу с руководством Генерального директората по действиям в области климата и Генерального директората по мобильности и транспорту Европейской комиссии. Российская сторона выступила с предложением наложить мораторий на действие "климатической" директивы Европейского союза в отношении гражданской авиации до принятия соответствующих решений Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по данному вопросу. Об этом сообщила пресс-служба Министерства транспорта РФ.
В ходе встречи был обсужден вопрос включения с 2012г. гражданской авиации в действующую в Евросоюзе систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. По мнению российской делегации, подобный шаг является принуждением авиакомпаний к покупке квот на эмиссию для полетов в страны ЕС. Данное решение Евросоюза вызвало широкий резонанс в мире, вплоть до соответствующих исков в судебные инстанции. Действия ЕС были расценены большинством государств как односторонние и неправомерные. По мнению В.Окулова, эффективность рыночных мер для снижения эмиссии от гражданской авиации на практике не доказана, зачастую они являются лишь ширмой для дополнительных налоговых сборов. Вопрос выработки глобального механизма сокращения выбросов парниковых газов от гражданской авиации находится в компетенции ИКАО, считает замминистра.
На встрече в Брюсселе стороны обсудили возможные пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации, подчеркнув свою приверженность цели снижения выбросов парниковых газов от гражданской авиации. Согласно вступившей в силу Директиве ЕС, ее положения могут быть пересмотрены в случае, если в ИКАО будет найдено глобальное решение, которое поможет снизить объем эмиссии от воздушного транспорта.
Российская делегация предложила отойти от конфронтации и вернуть все переговоры на площадку ИКАО, чтобы совместными усилиями прийти к единому механизму. При этом российская сторона выразила свою полную готовность участвовать в данном процессе вместе с другими ведущими авиационными державами.
По словам В.Окулова, российская делегация предложила Еврокомиссии сосредоточить все усилия на поиске глобального, а не регионального, не одностороннего решения. То, в какой форме Европа преподносит борьбу с выбросами парниковых газов от гражданской авиации сегодня, категорически неприемлемо для России, подчеркнул замглавы Минтранса РФ. "Мы надеемся, что наши европейские партнеры примут решение, которое поможет ускорить соответствующие процессы в ИКАО, а не будут настаивать на существующем сепаратном подходе", - заявил В.Окулов.
Напомним, с 1 января 2012г. в Европе начала действовать новая система торговли квотами на выбросы в атмосферу - EU Emission Trade System (EU ETS). Авиацию включили в эту систему директивно в 2008г., но система начала работать лишь сейчас. Из общего объема годовых квот 85% будет выделяться бесплатно в соответствии с нуждами авиакомпаний, а оставшиеся 15% будут выставляться на аукционы. Превышение бесплатных квот без покупки дополнительных будет стоить 100 евро за каждую тонну углекислого газа и караться вплоть до запрета полетов над Европой.