Генпрокуратура РФ предложила Минздравсоцразвития РФ усовершенствовать законодательство в сфере охраны труда.
Генеральная прокуратура РФ предложила Министерству здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) России принять меры по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда. Как сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ, ведомство проверило исполнение законодательства об охране труда и технике безопасности в горной, металлургической и строительной отраслях в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). В ходе проверки выявлены недостатки правового регулирования в указанной сфере, препятствующие эффективной реализации прав работников на безопасные условия труда.
В нарушение требований ст.216.1 Трудового кодекса РФ Минздравсоцразвития РФ не разработало и не утвердило порядок проведения государственной экспертизы условий труда в РФ и перечень представляемых на экспертизу документации и материалов. Это не позволяет обеспечить необходимые уровень, качество и единые требования к ее проведению. Административные регламенты по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утвержденные исполнительными органами государственной власти субъектов, предусматривают различные по объему перечни документации и материалов, необходимых для проведения экспертизы: от 8 документов во Владимирской и Тамбовской областях до 44 - в Краснодарском крае.
В нарушение п.2 постановления правительства РФ от 20.11.2008 N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" министерство до настоящего времени не установило в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления компенсаций работникам, занятым на таких работах.
Кроме того, Минздравсоцразвития РФ до сих пор не урегулировало вопрос сертификации организации работ по охране труда, установленной ст.212 Трудового кодекса РФ, что не позволяет работодателям в полном объеме исполнять требования закона.
Не соответствуют федеральному законодательству отдельные положения утвержденных министерством административных регламентов исполнения Рострудом государственных функций. Так, административный регламент по организации приема граждан и рассмотрения их обращений предусматривает дополнительные незаконные основания для отказа в рассмотрении обращений, поступивших через сеть интернет, а также ограничивает право заявителей на получение ответов на такие обращения по адресу электронной почты.
Кроме того, административные регламенты по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, организации приема граждан и рассмотрения их обращений устанавливают порядок обжалования действий (бездействия) Роструда, его территориальных органов и должностных лиц, ограничивающий право заявителя на подачу жалобы по месту своего жительства.
По итогам проверки Генеральная прокуратура РФ направила министру здравоохранения и социального развития России информацию, в которой предложила принять меры по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда.