Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении наказания за незаконный оборот наркотиков.
Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на совершенствование законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (УК РФ и УПК РФ), а также Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Законопроект, в частности предлагает установить, что совершение преступления с использованием наркотиков, а также сильнодействующих веществ будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении уголовного наказания (ст.63 УК РФ "Обстоятельства, отягчающие наказание").
В свою очередь, поправки в ст.228.1 УК РФ предлагают ужесточить уголовную ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в СИЗО, тюрьмах, школах и вузах, на объектах спорта, а также в ночных клубах в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом до 500 тыс. руб.
Кроме того, согласно изменениям в КоАП РФ, за употребление наркотиков или иных одурманивающих веществ без назначения врача в общественных местах будут наказывать не только штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, как сейчас, но и арестом на 15 суток (эта мера предусмотрена в качестве альтернативной).
Помимо этого, документ устанавливает вместо нынешней двухзвенной системы дифференциации уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (крупный и особо крупный размеры) трехзвенная (значительный, крупный и особо крупный размеры), а также более строгие санкции за их совершение. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, это связано с тем, что по действующему закону ответственность за отдельные виды таких преступлений наступает с половины грамма, который считается крупным размером. При этом особо крупным размером для этих наркотиков является масса свыше 2,5 г. "Отсутствие иных критериев при определении степени общественной опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, приводит к тому, что ответственность за сбыт 2,5 грамма героина аналогична ответственности за сбыт 10 килограммов этого же наркотика", - отмечают в правительстве РФ.
Законопроект предлагает установить аналогичный подход и к контрабанде наркотиков, ответственность за совершение которой в настоящее время не зависит от размера незаконно перемещаемых через границу наркотиков. При этом контрабанда наркотиков выделяется проектом в самостоятельный состав преступления. В свою очередь, поправками в УПК РФ предлагается, в частности наделение следователей ФСКН полномочиями производить предварительное следствие по уголовным делам о контрабанде сильнодействующих и ядовитых веществ (части вторая-четвертая ст.188 УК РФ).
В свою очередь, поправки в ст.104.1 УК РФ "Конфискация имущества" предусматривают конфискацию имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй ст.228.2 УК РФ "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ" и предлагаемой проектом новой ст.228.4 УК РФ "Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ".
Конфискацию имущества также предлагается производить за преступления по ст.228.1 УК РФ "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" и ст.229 УК РФ "Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ". При этом, как отмечается в пояснительной записке к проекту, эта мера согласуется с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.