«Перестали бояться»: бюджетные планы Петербурга и их независимая оценка
Губернатор Петербурга Александр Беглов лично представил депутатам ЗакСа проект городского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В своем достаточно объемном докладе градоначальник отметил несколько особо важных, по его мнению, обстоятельств. Комментируя документ, эксперты одобрили подход Смольного к расстановке экономических приоритетов, но назвали планы городской власти чрезмерно амбициозными.
Развитие ускорится
Во-первых, в этом году и во все предстоящие три года, в соответствии с принятым правительством Петербурга «базовым» сценарием социально-экономического развития города, Смольный прогнозирует неуклонный рост доходов бюджета: по итогам 2021 года — на 20% (к предыдущему, 2020 году), в 2022 году — на 14,8%, в 2023 году — на 10%, в 2024 году — на 8,4%. «В том числе более 49 млрд рублей будут ежегодно поступать в городской бюджет благодаря решению, принятому президентом России, о регистрации в Петербурге ПАО «Газпром», — особо отметил Александр Беглов. Это приведет к решению ранее поставленной задачи достигнуть уровня доходов в 1 трлн руб, полагают в Смольном. По прогнозам городских властей, это произойдет в 2024 году, когда доходы бюджета составят 1,033 трлн руб., увеличившись, таким образом, к уровню 2020 года в 1,5 раза. Впрочем, расходы перешагнут эту планку уже в 2023 году, когда они составят 1,007 трлн руб.
Второе важное обстоятельство, отмеченное губернатором, — резкий рост финансирования городского развития. «На протяжении многих лет расходы бюджета на развитие города практически не росли, — отметил Александр Беглов. — Адресная инвестиционная программа в течении нескольких лет не превышала 60-70 млрд руб., при этом ее доля в общем объеме бюджета постоянно сокращалась…. Документ, который предложен вашему вниманию, отводит в следующем году на развитие более 20% от всех расходов бюджета, за три года — почти 630 млрд руб., это фактически размер городского бюджета прошлого года».
«Качественные рывки»
Третье обстоятельство — «качественные рывки» по ряду конкретных направлений. Так, финансирование развития общественного транспорта предполагается увеличить в 1,8 раза, в том числе, за счет средств федерального бюджета. На строительство метро, которым будет заниматься АО «Метрострой Северной столицы» (65% акций принадлежит городу), планируется выделить порядка 150 млрд руб. в течении 3 лет. Более 41 млрд руб. будет выделено на приведение в соответствие с нормативами 85% городских дорог к концу 2024 года.
«Запрос общества на решение социальных вопросов сегодня преобладает над всеми остальными, — заявил Александр Беглов. — Поэтому финансирование этого блока увеличиваем по всем направлениям. 20% от общего объема расходов бюджета принадлежит образованию. На следующий трехлетний период затраты на него составят 603,6 млрд рублей». На эти деньги, в частности, будут введены 205 школ и детских садов. Более 20 млрд руб. планируется за три года потратить на ремонт 40% существующих петербургских школ, еще столько же — на ремонт и закупку современного оборудования. «Развитие системы здравоохранение города будет в целом за три года профинансировано в объеме 750 млрд рублей», — сообщил губернатор.
Проект бюджета, по его словам, предусматривает «коренной перелом» в решении многолетней проблемы с очередями на жилье: ежегодные расходы на улучшение жилищных условий очередников увеличатся в 1,5 раза — до 96 млрд руб. за три года; поставлена задача в 2022 году вовсе ликвидировать очередь для льготников. На расселение за три года из 5 тысяч коммунальных квартир 7 тысяч семей выделяется 9,6 млрд руб.
Поддержали и покритиковали
Выступавшие в прениях представители фракций были более или менее единодушны лишь в двух вопросах — в поддержке стремления Смольного увеличить инвестирование в развитие города и в несогласии с отказом чиновников выделять средства на капремонт жилых домов. По поводу развития лишь руководитель фракции КПРФ Роман Кононенко, соглашаясь с приоритетом в целом, высказал сомнение в представленных губернатором цифрах — по мнению его фракции, доходы бюджета администрация занижает, а расходы завышает. «Это тенденция последних лет. Выводы подтверждаются заключениями Контрольно-счетной палаты», — заявил он.
Что касается капремонта, то он, как и все другие выступавшие депутаты, заявил, что отсутствие бюджетного субсидирования капремонта, заложенное Смольным на все три года, приведет к фактическому увеличению взносов с горожан. Представитель «Яблока» Борис Вишневский подсчитал: поскольку Жилищный комитет оценивает «дополнительную потребность» примерно в 3 млрд руб., то взнос граждан за капремонт вырастет на 3 рубля с квадратного метра общей площади квартиры. «Сейчас она составляет 11-12 рублей с метра, а будет — 14-15. Я направил обращение губернатору с предложением выделить дополнительные средства в рамках его поправки к второму чтению бюджета. Возможности для этого точно есть: в бюджете достаточно избыточных расходов, от которых можно отказаться», — утверждает он. По мнению депутатов, нежелание Смольного выделять деньги на капремонт жилых домов приведет к снижению темпов выполнения программы капремонта и к повышению износа домов и их коммуникаций.
Многие депутаты высказали недовольство недостаточной прозрачностью бюджетных расходов. Так, Борис Вишневский указал на то, что миллиарды рублей выделяются на мероприятия, описанные одной строкой без всякой расшифровки. «5,2 млрд рублей выделяются на телекоммуникационные услуги по передаче данных в проекте «Безопасный город»; 4,4 млрд руб. — на проект «Комфортная городская среда»; 2,8 млрд руб. — на единую мультисервисную телекоммуникационную систему органов исполнительной власти и др.», — привел примеры депутат. «Мы полагаем, что такая закрытость затрудняет оценку целесообразности и эффективности бюджетных расходов», — заявил Борис Вишневский. В ответ губернатор сначала выразил несогласие: «Здесь я с вами не соглашусь… У нас один из самых открытых бюджетов. Я не вижу здесь никаких проблем». Но потом заявил: «Нужно не только депутатам, но и жителям нашего города видеть любые статьи расходов и они должны быть расшифрованы… Может быть, что-то там и несовершенно. Могу согласиться по большому счету». Но вице-губернатор Эдуард Батанов заметил: «Открытость бюджета должна иметь разумность. …У нас 3 тысячи дорог. Мы же не можем указывать каждую конкретную дорогу. Если у вас возникают вопросы — обратитесь в комитет финансов или ко мне - и мы покажем, где эти данные найти».
По аналогичному поводу высказалась руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ПАТРИОТЫ — ЗА ПРАВДУ» Марина Шишкина. «Нам не понятно, почему трамвай «Чижик» … получит из бюджета субсидий около 74 млн руб. за 1 км, а ГУП «Горэлектротранс» — примерно 12 млн руб. за 1 км. Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских маршрутов более чем в 6 раз? , — недоумевает депутат. — При этом само соглашение по частному трамваю так же неизвестно нам, как и соглашения ГЧП по ЗСД, ВСД и «СКА Арене». На эту же тему говорил и Борис Вишневский: «2,5 млрд рублей выделяется на выплаты по облигациям ЗСД. Хотя сами концессионеры только что сообщили, что их прибыль превысила гарантированный доход. Почему выплаты по облигациям делаются не из этой прибыли, а платить должен город? Почему расходы по выплатам остаются за городом, а доходы достаются частной компании «Магистраль Северной столицы»? Тексты концессионных соглашений депутатам не показывают, а деньги предлагают давать». Марина Шишкина выразила мнение депутатов, недовольных таким положением вещей: «До тех пор, пока у нас будут оставаться вопросы, связанные с прозрачностью концессионных соглашений, будут сохраняться проблемы».
Обрели уверенность
Руководитель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, профессор Елена Рогова считает бюджет весьма амбициозным. «Видимо, власти воодушевились более быстрым, чем прогнозировалось, восстановлением экономики Петербурга, особенно промышленности и торговли, обрели уверенность и поэтому заявляют весьма амбициозные планы развития города», — заявила эксперт корреспонденту РБК Петербург. В то же время она отмечает некоторые риски, связанные с неопределенностью ситуации с пандемией COVID-19 и, соответственно, с развитием экономики. Рост доходов бюджета этого года на 20% она объясняет эффектом низкой базы коронакризисного 2020 года. Но в следующем году может возникнуть напряженность — если неблагоприятное развитие ситуации с пандемией побудит власти вводить существенные ограничения работе бизнеса. Увеличение городского долга почти в 1,5 раза она считает нормальным для той ситуации, в которой мы оказались.
Елена Рогова считает в основном правильными выбранные Смольным приоритеты по расходам. «Общественный транспорт действительно нуждается в серьезном увеличении финансирования, особенно метро. Решение проблемы со строительством метро, много лет мучавшей Смольный, тоже видимо придало власти уверенность и они перестали бояться вкладывать сюда значительные средства. А наш город сильно отстал в развитии метро, особенно в Приморском районе, на Юго-Западе, в агломерации, и давно нуждается в ускорении развития. Так что я думаю, заявленные еще в прошлом году амбициозные планы по открытию новых станций имеют шансы быть исполненными. Тем более что и федералы согласились помочь», — считает эксперт. Она одобряет и большие вложения в социальную сферу, особенно в образование и здравоохранение. «Без этого — никуда. Мы вкладываем туда, куда действительно надо вкладывать. В здравоохранение, которое сильно отстает и в условиях пандемии показало, что оно неэффективно. Ситуация со школами совершенно недопустимая, особенно в новостройках в районе КАД. Хотя определенные риски есть, но если серьезного обострения не будет, то эти планы вполне могут быть реализованы», — полагает Елена Рогова.
Повтор публикации от 28.10.2021