Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 
Эксклюзив

Глава нового Василеостровского рынка: «Таких проектов в городе будет три»

Александр Шавлиашвили, инициатор проекта реконструкции Василеостровсокго рынка
Александр Шавлиашвили, инициатор проекта реконструкции Василеостровсокго рынка (Фото: из личного архива)

В Петербурге в полную силу заработал модернизированный Василеостровский рынок. Как выяснил РБК Петербург, первый этап проекта — фудмаркет, запущенный в июне этого года, окупился всего за два месяца. В прошлые выходные начала работу основная часть проекта — сам рынок.

По замыслу создателей, Василеостровский рынок объединил в себе не только общепит и классическую торговлю от прилавка, но и дистрибьюторские функции, став поставщиком для ресторанов города. Глава проекта Александр Шавлиашвили (претендент на Премию РБК Петербург 2019 в номинации «Стартап года») в интервью РБК Петербург рассказал, почему подобных площадок в городе должно быть три, в чем ошибка создателей Даниловского рынка в Москве и по каким причинам он прощается с некоторыми арендаторами.

РЕСТОРАННЫЙ ОПЫТ МЕШАЕТ РЫНКАМ

— Почему вы решили создать фудмаркет в Петербурге? Чем этот формат вообще отличается от обычных рынков, фудхоллов и пр.?

— Нас многие ошибочно называют фудхоллом, но это в корне неверно. Мы рынок современного мирового формата. И рестораны, как обязательная часть сегодняшней городской жизни, — это еще не весь проект. Главное — продажа продуктов.

Что касается классических рынков, то в последние годы этот формат перестал работать. Люди больше не ходят на рынки, потому что там лежат те же продукты, что в магазине, только дороже. В итоге рынки потеряли свою актуальность как для посетителей, так и для предпринимателей. В то же время потребность в качественных продуктах не исчезла, а наоборот растет. Многие рестораторы решают: «А откроем-ка мы завтра рыбный ресторан!». А потом, когда ресторан уже построен, оказывается, что рыбы нет. И они не догадываются, что рыбы нет почти во всей стране. То же самое с качественным мясом.

Поэтому мы начали наш проект именно от продукта, т.е. с поиска поставщиков. Мы пригласили игроков, которые никогда напрямую не продавали продукты конечному покупателю, и дали им то, чего у них не было — продавцов плюс ротацию (за счет того, что Василеостровский рынок — поставщик многих ресторанных групп).

— Ваш проект иногда сравнивают с Даниловским рынком в Москве. Вы вдохновлялись им?

— Когда я начинал строить Василеостровский рынок, я специально никуда не стал ездить — ни в «Депо», ни на Даниловский рынок. Потому что знакомство с другими проектами сильно сбивает. В Москве, например, смогли создать классные фудкорты, но никто не сделал настоящий рынок. Т.е., продавцов просто одели в передники и красиво разложили овощи. Ни в цены, ни в качество никто не вникал.

«В Москве продавцов просто одели в передники и красиво разложили овощи. Ни в цены, ни в качество никто не вникал»

— Почему там не удалось создать рынок?

— Дело в том, что многие люди из ресторанной отрасли абсолютно не врубаются в food-ретейл, никто не понимает, что там совершенно другое ценообразование. Ресторанный опыт торговле продуктами не просто не помогает, он катастрофически мешает. Получается бутафория — продавец, который ничего не продает.

Настоящий рынок — это совершенно другая история. Это творчество, подкрепленное цифрами. Причем наша концепция не нова. Можно привести в пример рынки в Европе или США. Но до нас никто ничего подобного не реализовал здесь.

ЗАРАБОТАТЬ НА ТРАФИКЕ

— Зачем этот формат нужен поставщикам и ресторанам?

— Мы продаем напрямую от производителя и взяли на себя дистрибуторские функции в отношении с ресторанами. Причем в том, в чем мы не разбираемся, мы находим специалистов. Например, на нашем рынке будет собственная лавка «Праймбиф», который активно работает с ресторанами. А сыроварня, которая откроется на Василеостровском рынке, будет не только продавать сыр на месте, но и поставлять его во все крупнейшие ресторанные компании, например, такие, как Ginza или Italy Group. То же самое с рыбой. Мы начали заниматься крабом в партнерстве с СЗРК (Северо-Западный рыбопромышленный консорциум — ред.) и будем поставлять его в рестораны Петербурга, потом Москвы. Мы хотим поставлять в рестораны также устрицы из Новой Зеландии.

— На чем же вы зарабатываете?

— Приведу простой пример. Получая мясо от «Праймбиф», мы продаем его здесь с минимальной наценкой в 3%, просто чтобы покрыть издержки хранения. Наша компания как дистрибьютор на этом вообще не зарабатывает. Это делается для того, чтобы мы могли контролировать цены и давать возможность зарабатывать тем, кто здесь готовит и продает. Наш заработок — это поставки в рестораны и трафик. Чем больше людей приходит на Василеостровский рынок, тем больше зарабатывают рестораны, а значит и мы.

— То есть получается ваш основной доход — это сдача в субаренду и дистрибуция?

— По сути, да.

— А вы сами какой структуры оборота ожидаете, какую долю прибыли будет приносить аренда, а какую — дистрибуция?

— В формате Василеостровского рынка, конечно, львиную долю будет приносить именно аренда. Посещаемость только первой части проекта в выходной день составляет до 6 тыс. человек.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР РЕСТОРАТОНОВ

— Вы сказали о дефиците качественных продуктов. Почему, по-вашему, рестораны испытывают его?

— Что касается импорта, то это санкции. По сути, мы заблокировали лидеров рынка — т.е. европейские страны, которые всю жизнь занимались производством определенных продуктов. Естественно, мы не можем просто щелкнуть пальцами, чтобы все это появилось у нас. Не может одна страна делать все на высоком уровне.

В нашей стране безумное количество отличных продуктов, но нет осьминога. Ну не живет он здесь. Если я хочу готовить из самых классных продуктов, то без импорта не обойтись. А ограничивать себя только локальными продуктами? Звучит красиво, но это дилетантство, на мой взгляд.

Поэтому по каждому виду продуктов надо искать решение. Иногда можно найти продукты на локальном рынке, иногда — приходится искать в других странах, которые не находятся под санкциями.

«В нашей стране безумное количество отличных продуктов, но нет осьминога. Ну не живет он здесь»

— У Василеостровского рынка эксклюзивные договоры поставки с ресторанами?

— Нет. Хотя я думаю, что мы — крупнейшие по устрицам в Петербурге. У нас нет цели стать основным поставщиком для всех ресторанов города. Мы занимаемся рынками.

— То есть это не единственный рынок, который вы откроете?

— Пока это секрет, но мы запланировали еще два проекта в Петербурге — под один из них мы уже получили помещение и создаем концепцию. Предполагаю, что этот рынок откроется в следующем году. Если на Васильевском острове мы собрали рестораны Москвы и Петербурга, то на следующем рынке к ним добавятся Новая Зеландия, Испания, Япония, Марокко. Там будут настоящие иностранные мини-рестораны. Я не могу открыть ресторан, в кухне которого не разбираюсь. Лучше я доверюсь новозеландцу, который всю жизнь выращивает устриц и знает, что с ними делать.

— Как вы выбираете рестораны, которые будут успешны?

— Первое, на что мы обращаем внимание, — нравится нам еда или нет. Затем смотрим, адекватный ли владелец, можно ли с ним дальше двигаться. Третье — ресурс компании — т.е. банально — есть ли у них доступ к продуктам, чтобы готовить. Наконец, еще один важный момент связан с концепцией рынка, где каждый арендатор является ее частью. Это не отдельные проекты, которым мы нарезали помещения. Каждый закрывает какой-то вопрос в общей концепции.

— Рестораторам дорого у вас размещаться?

— Условия размещения простые — минимальная арендная ставка, после нее мы привязываемся к обороту. Это мотивирует нас развивать и инвестировать в рынок.

— А если проект не пошел? Он сам покидает вас?

— Решение как правило обоюдное. У нас было два таких оператора. Правда, оба они ушли не по финансовым причинам. Они просто не прошли сервисную проверку. В случае массы негативных отзывов об арендаторе мы используем тайного покупателя, который проводит дегустацию. У одного из проблемных арендаторов мы провели целых две дегустации и подтвердили все негативные отзывы — долго, дорого и невкусно. В нашем бизнесе можно провалиться на любом из этапов.

«У одного арендатора мы провели две дегустации и подтвердили все негативные отзывы — долго, дорого и невкусно»

— У вас есть лист ожидания из ресторанов?

— Да, там около 70 проектов. Это те рестораны, которые мы были бы рады видеть у себя. Но переговоры с ними мы вести пока не можем — у нас просто нет места.

— Планируете развивать онлайн?

— Доставка продуктов — хорошая идея, но ее нужно реализовывать поэтапно. Для начала предложим клиентам сборку заказов. Вы сможете позвонить, попросить собрать огурцы, помидоры и хлеб, а забрать все это позже. Либо мы отправим к нему водителя. Таким образом можно обслуживать весь Василеостровский район.

ГОРОДУ НУЖНЫ РЫНКИ

— С кем вы конкурируете за аудиторию? Глобально и локально.

— Пока ни с кем. Ты начнешь чувствовать конкуренцию, когда тебя будут обгонять. А пока обгонять нас некому. Если говорить о «соседях», то с «Севкабель Портом», например, у нас синергия. Люди у нас едят, а там гуляют.

— Как вы считаете, такая реконцепция рынка будет успешна в любом районе города?

— Нет, не в любом. Районный рынок должен быть ориентирован на местных жителей. Здесь, на Васильевском острове, обитают люди нескольких категорий — кроме местных жителей, это туристы, бизнес-прослойка, модная молодежь. Для отдаленных районов нужны другие концепции. На Старой деревне точно такой же проект я не стал бы открывать. А на Петроградке стал бы. В целом, я думаю, городу нужны три рынка формата Василеостровского.

«Что еще сделаешь с этим рынком? Это классический чемодан без ручки»

— И все ваши?

— Как повезет. Мы нацелены на это. У меня в голове есть и четвертая концепция, большая. Она связана со взаимодействием производителей. Когда каждый из крупных производителей получит свое пространство, где сможет и готовить, и делать полуфабрикаты. Но на этот проект требуются большие площади — от 10 тыс. кв. м. Тогда он окупится.

— Какой срок окупаемости проекта?

— Три года, и мы укладываемся в этот срок.

— Вы арендовали здание Василеостровского рынка на 12 лет. Владельцы здания ожидали, что будет такой успех? Не жалеют, что продешевили со ставкой?

— Ну надо помнить, сколько мы сюда вложили (150 млн руб. — ред.). Сумма сопоставима со стоимостью такого же здания. Кроме того, что еще сделаешь с этим рынком? Это классический чемодан без ручки. Его бросить жалко, а нести невозможно. Мы нашли ручку от чемодана и теперь несем его.

Справка

Александр Шавлиашвили в 2009 — 2010 гг был директором ресторана ООО «Лехайм». В 2011 — 2013 годах операционный директор, управляющий ресторанами Ginza Project. С 2013 по 2015 год — general manager холдинга Ginza Project в Нью-Йорке. В 2016 году учредил ООО «РПК» (Красногорский сырный завод). В 2017 — 2018 годах был руководителем организации питания по Санкт-Петербургу оргкомитета Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.

Сегодня Александр Шавлиашвили возглавляет ООО «Кантин», которое занимается проектом реконструкции «Василеостровского рынка». Инвестиции в проект составили 150 млн руб. В фудхолле рынка размещены 16 ресторанов из Петербурга и Москвы. После двух месяцев работы среднемесячный оборот зоны фудхолла составил 60 млн руб., в 5 раз больше среднемесячного оборота обычного городского рынка, а ежедневная посещаемость превысила 3,5 тыс. человек — в 7 раз больше, чем у конкурентов.

За успешную реализацию проекта общественного пространства в гастрономическом формате Александр Шавлиашвили номинирован на Премию РБК Петербург 2019.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 22:27
Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США Общество, 22:21
В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона Политика, 22:13
Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться Политика, 22:08
«Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае Общество, 22:04
Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам Общество, 21:53
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ Спорт, 21:52
ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» Спорт, 21:25
Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет Спорт, 21:23
МАГАТЭ решило отозвать своих инспекторов с иранских ядерных объектов Политика, 21:22
Силовики применили против протестующих в Тбилиси слезоточивый газ Политика, 21:13
МВД заявило о защите чести полиции после сообщений об избиении нацболов Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03