Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Экономика Петербурга и Ленобласти начала меняться. Что её ждёт дальше?

Фото: Тарасенков Александр/PhotoXPress.ru
Фото: Тарасенков Александр/PhotoXPress.ru

Петростат опубликовал в августе итоги социально-экономического развития Петербурга и Ленобласти за первое полугодие 2022 года. На первый взгляд, итоги неоднозначные — на фоне общего роста наблюдаются провалы в некоторых отраслях.

РБК Петербург попросил экспертов оценить итоги, указать последствия санкций, остановок и прекращения работы отдельных предприятий, обозначить наиболее важные, по их мнению, результаты деятельности компаний.


Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

Экономика Петербурга и Ленобласти начала меняться. Что её ждёт дальше?

«Итоги первого полугодия не такие грустные, как ожидалось, что, конечно, радует. Правда, июнь был хуже, чем май, а май — хуже, чем апрель. Но общие показатели за полгода все же в целом положительные. Хотя спад в экономике в нынешней ситуации неизбежен, он, возможно, проявится во втором полугодии — если компании, у которых закончатся запасы комплектующих, не смогут наладить альтернативные поставки. Или не произойдет импортозамещения таких комплектующих в достаточном количестве. Но вообще-то в нынешней ситуации прогнозирование даже на полгода — дело неблагодарное. Максимум — на месяц.

Сейчас больше всего радует то, что индекс потребительской уверенности вопреки катастрофическим прогнозам начал улучшаться. Ключевые показатели предпринимательской и потребительской уверенности, более того, индексы накопления, начинают постепенно выправляться. Это большой сюрприз. Хотя ситуация, конечно, хуже, чем в прошлом году.

«В нынешней ситуации прогнозирование даже на полгода — дело неблагодарное. Максимум — на месяц»

В этом году в экономике возникли резкие дисбалансы — одни отрасли сильно упали, другие, наоборот, демонстрируют значительный рост. Розничная торговля снижается, особенно сильно в ряде сегментов. Это было абсолютно неизбежно в текущих условиях — у потребителей были негативные ожидания, и они начали экономить. Хотя в непродовольственном сегменте начинается восстановление: июньские показатели лучше майских и апрельских, а предварительные данные за последующий период свидетельствует даже о некотором рост продаж в тех сегментах, где спад был самым существенным, например, начали расти продажи новых легковых автомобилей.

В промышленности резких негативных процессов вопреки ожиданиям не наблюдается — хотя некоторая просадка в машиностроении была ожидаемой, общий индекс промышленного производства (ИПП) по итогам полугодия вырос на 5,1%. Абсолютный провал есть только в автомобилестроении — на 61,1% к январю-июню 2021 года (по ИПП).

«В промышленности резких негативных процессов вопреки ожиданиям не наблюдается»

В Ленобласти ситуация хуже — ИПП упал до 100,7% к уровню 2021 года, когда к уровню 2020 года он вырос до 107,6%. Это объясняется особенностями промышленного производства в области, ориентированного на продукцию длительных производственных циклов, таких как в судостроении. Когда нет спусков судов на воду, нет и ИПП. К тому же автокластер играет в Ленобласти большую роль, чем в Петербурге.

По оборотам организаций в ряде отраслей наблюдается рост. Это явное следствие ускорившегося импортозамещения, которое обеспечивает загрузку мощностей. Вопреки утверждениям даже некоторых компаний, лишившихся импортных комплектующих, у нас существуют производства очень многого из того, что раньше импортировалось. Эти производства прозябали, поскольку рынки были заняты иностранцами. Сейчас большие проблемы с оплатой импорта и сбои в международной логистике открыли новые возможности для отечественных производителей, например, в сегментах пищевых продуктов, текстиле, коже, бумаге и изделий из нее. Российские производители раскрутились, у них появилась возможность оптимизировать свои цены. И даже если проблемы с иностранными поставщиками будут решены, их прежние ниши на российском рынке окажутся занятыми. Им придется снижать свои цены, что порадует потребителей.

Хотя в некоторых сегментах ситуация сложнее. Например, цены на говядину растут, и для стабилизации цен правительство разрешило импорт 200 тысяч тонн говядины с нулевой пошлиной вместо стандартных 15%. В результате цены на импортную говядину на 15-25% ниже, чем на говядину российского производства, что скажется на темпах имортозамещения в этой сфере, но позволит стабилизировать стоимость говядины на рынке.

В производстве товаров заметны серьезные дисбалансы. Например, объемы производства лакокрасочных материалов упали на 33% — главным образом из-за закрытия финских и немецких производств. Уход Coca-Cola привел к сокращению на 19,6% производства безалкогольных напитков. Из-за проблем с компонентами и закрытия экспорта в Европу сократилось производство фанеры на 20,8%.

«Уход Coca-Cola привел к сокращению на 19,6% производства безалкогольных напитков»

Зато серьезно выросло производство товаров, импорт которых удается быстро заместить. Например, резко, в 1,5 раза, выросло производство химических веществ — раньше продукция грязных или неэффективных производств импортировалась, а сейчас мы ее производим сами (например, отбеливатель для бумаги). Производство спецодежды выросло в 1,9 раза, обуви — в 2,2 раза. Здесь заметно, в том числе, влияние военных заказов для спецоперации.

Сильно выросло производство строительных компонентов: оконных блоков (+37,9%), стеклопакетов (+30,5%), блоков и прочих сборных изделий для зданий (+1,8р), бетона (+1,5р) — хотя объем строительных работ в Петербурге продолжал сокращаться (- 3,6%, в 2021 году — на 12,7% к 2020 году). Стройматериалы пошли на выполнение заказов, которые петербургские компании получили в рамках восстановления Мариуполя, а также на строительство в Ленобласти, где наблюдается резкий рост объема работ — на 5,6% против прошлогоднего спада на 17,5%. В Петербурге, по данным нового Генплана, осталось всего 426 га под застройку. И основное строительство жилья происходит в областной части агломерации, что характерно для многих мировых мегаполисов, например, Монреаля, Нью-Йорка и других. Это неизбежно приведет к снижению ввода в эксплуатацию жилья в Петербурге и росту цен на него.

В финансовой сфере заметно изменение структуры бюджетных поступлений. Налог на прибыль впервые за много лет превысил поступления от НДФЛ. Причины этого видны из данных по оборотам компаний. Они распродали запасы своей продукции, причем, по повышенным ценам — не дожидаясь общего повышения, понимая, что цены на сырье, материалы, услуги естественных монополий растут. Заработали спекулятивную прибыль. Это специфика текущей ситуации в условиях нестабильной экономики. В следующих периодах такого эффекта не будет. При этом высокая расчетная прибыль не приводит к избытку ликвидности — издержки растут опережающими темпами.

«В финансовой сфере заметно изменение структуры бюджетных поступлений. Налог на прибыль впервые за много лет превысил поступления от НДФЛ»

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в Петербурге в целом по отраслям оказался вполне приличным — он в 1,9 раз превысил показатель 2021 года. Доля убыточных организаций, 25,8%, превышает среднюю величину в 20-23%, что свидетельствует о неблагополучии. Финансовые проблемы испытывают практически все отрасли — за исключением государственных и монопольных, а также торговли, в которой — единственной из рыночных отраслей — доля убыточных организаций, 15,1%, заметно меньше критического уровня. Впрочем, и 23,6% для обрабатывающей промышленности не так плохо, особенно в свете нынешней ситуации (в предыдущие кризисы доля здесь доходила до 40%). Особенно велики проблемы в добыче полезных ископаемых (доля убыточных организаций — 53,3%), в организациях информации и связи (43,5%), в гостиницах и общепите (37,2%), в финансовой и страховой сферах (33,3%).

В Ленобласти ситуация хуже, финансовое неблагополучие наблюдается даже в государственных сферах (в госуправлении, социальном обеспечении, в административной деятельности) и в монопольных сферах — обеспечении электроэнергией (доля убыточных организаций 35,1%), в водоснабжении и организации сбора и утилизации отходов (36%). Монополии как правило муниципальные, издержки они считают плохо, допускают массу ошибок и при малейшем ухудшении экономической ситуации сразу становятся убыточными.

Рост прибыли у одних и убытков — у других означает сильное расслоение в отраслях — одни компании успешно встроились в новые реалии, а другие категорически проигрывают. Кризис как всегда — проверка устойчивости, уровня квалификации управленцев.

В ходе дискуссий на форуме «Армия-2022» я заметила неприятные тенденции. Оказалось, что сохранился достаточно большой круг людей с идеологией «красных директоров». Они рассчитывают на то, что страна перейдет в состояние автаркии, самоизолируется, мы вернемся к условиям дефицитной экономики, как было во времена СССР, и все будут покупать продукцию любого качества по любым ценам. Другая группа производителей рассчитывает на скорую отмену западных санкций. Они считают, что в Европе скоро поменяются правительства (из-за недовольства населения) и новые власти снимут санкции. Поэтому, считают они, напрягаться сейчас не нужно, а надо просто немного подождать.

«Оказалось, что сохранился достаточно большой круг людей с идеологией «красных директоров». Они рассчитывают на то, что страна перейдет в состояние автаркии, самоизолируется»

Я считаю, что все наоборот — санкции надолго, если не навсегда. Не будет и автаркии — потому что 75% стран согласны сотрудничать с Россией; и закукливаться было бы глупо, крайне вредно для развития экономики. Чтобы иметь потенциал для развития, нужно понимать, чего достигли конкуренты. Для этого товары конкурентов должны присутствовать на нашем рынке, а наши товары — на зарубежных рынках. Нужно вступать в конкурентную борьбу на международных рынках и обеспечивать конкурентоспособность в условиях санкций и ограничений. Иначе мы рискуем повторить в экономике печальную судьбу Советского Союза».


Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ:

Экономика Петербурга и Ленобласти начала меняться. Что её ждёт дальше?

«Главной неожиданностью первого полугодия, безусловно, стали довольно позитивные итоги экономики нашего региона. Пессимистические прогнозы в целом не оправдались и это вселяет оптимизм. Я объясняю это тремя основными причинами.

Часть иностранных компаний, объявивших о прекращении работы в России, на самом деле долго тянули с фактическим уходом (похоже, что им не хотелось уходить), прибегая к разного рода уловкам — например, всячески оттягивая объявление стоимости своих активов для передачи их другим собственникам. Многие остановили производство только в мае-июне — на это указывает резкое снижение промышленного индекса в июне, который как в Петербурге, так и в Ленобласти оказался на несколько пунктов ниже итогового за полугодие.

В то же время те иностранные компании, которые не затягивали свой уход, весьма оперативно продали свои производства топ-менеджерам или внешним инвесторам. Приостановки производства были краткосрочными — и на полугодовые объемы это мало повлияло.

Третий фактор — это уроки пандемии. За время коронакризиса российские компании привыкли преодолевать внезапно возникающие проблемы — и многие из тех, кто выжил в два предыдущих года, сейчас быстро адаптировались к изменившимся условиям. Вообще за последние 25 лет российская экономика пережила уже четыре кризиса, так что к нынешнему, пятому, предприниматели подошли вполне подготовленными к кризисному управлению. Мне кажется, что это обстоятельство сыграло решающую роль в позитивных, в целом, итогах первого полугодия 2022 года.

В то же время некоторые отрасли, как и ожидалось, серьезно просели (больше всего — автомобилестроение), зато другие демонстрируют существенный рост. Это свидетельствует о начавшейся структурной перестройке как российской экономики в целом, так и экономик отдельных регионов. Петербург и Ленобласть эта трансформация затронет в существенной степени, по моему мнению. В просевших отраслях падение может продолжится, а другие будут расти.

«Это свидетельствует о начавшейся структурной перестройке как российской экономики в целом, так и экономик отдельных регионов. Петербург и Ленобласть эта трансформация затронет в существенной степени»

Наиболее наглядно рост продемонстрировали пищевая и текстильная промышленность. Этот рост во многом связан со стремлением заместить импортную продукцию, объемы которой сократились из-за санкций и разрыва цепочек поставок. Впрочем, как долго продлится рост в этих отраслях, говорить довольно сложно, поскольку они в значительной степени зависят от импортных средств производства — машин и оборудования, которые раньше поставляли страны, которые сейчас стали «недружественными». Китай полностью эту проблему снять не может — его доля в таких поставках не превышает 10%.

Наибольшую трансформацию испытают, как мне кажется, логистика и торговля — потому что они были в наибольшей степени ориентированы на поставки из Европы. Но они вряд ли сократятся в объемах — скорее просто перестроятся, сменятся каналы поставок и транспортные коридоры. Такая перестройка уже идет — с разной эффективностью в Петербурге и Ленобласти. В городе оборот оптовой торговли вырос на 16,3%, а в области — сократился на 4,3%.

«Китай полностью эту проблему снять не может — его доля в таких поставках не превышает 10%»

При этом динамика розничной торговли обратная — в Петербурге ее оборот сократился на 6,4%, а в Ленобласти — вырос на 3,8%. Разнонаправленные изменения в Петербурге и Ленобласти можно объяснить действием сразу нескольких факторов — уходом крупных иностранных ретейлеров, которые в городской экономике играли большую роль, чем в области, а также, вероятно, в большей мере транзитным характером ретейла Ленобласти — в отличии от Петербурга, где торговля в основном обеспечивает потребности местных компаний и населения. Впрочем, для общих показателей оптовая торговля важнее — ее оборот в Петербурге в 10 раз больше розничной.

Но ретейл при определенных условиях (прежде всего, если восстановятся цепочки поставок через Балтику) быстро восстановится — главным образом благодаря цифровизации, которую стимулировал опыт выживания в предыдущих кризисах, особенно в период коронакризиса. Такая цифровизация произошла во всем мире, она резко ускорила рост доли e-commers в торговле, способствовала повышению гибкости системы поставок и устойчивости отрасли, помогает компаниям эффективнее реагировать на изменения условий, расширять бизнес. Эти преимущества цифровизировавшихся компаний ярко проявляются и в нынешнем кризисе. В частности, онлайн-платформы позволяют компаниям без существенных затрат выходить на другие рынки, альтернативные закрывающимся, что сейчас особенно важно.

Впервые за многие годы вклад в доходную часть бюджета Петербурга налога на прибыль (51,5%) превысил вклад налога на доходы физических лиц (НДФЛ, 26,8%), причем, превышение существенное. Судя по данным Петростата, это стало следствием резкого увеличения (в 2,9 раза) поступлений от налога на прибыль (НДФЛ вырос всего на 13,6%). Я считаю это следствием главным образом взлетевших мировых цен на газ — а «Газпром» теперь платит налоги в Петербурге. Но, конечно, сыграло роль и увеличение прибыли тех компаний, которые смогли расширить сбыт за счет замещения импорта поставками с российского рынка.

Что касается будущего, то перспективы устойчивого развития для Санкт-Петербурга и Ленобласти во многом будут зависеть от проводимой регионами промышленной политики. Определяющим фактором станет то, насколько легко регионы смогут находить общий язык с инвесторами и предлагать привлекательные возможности для входа и расширения в регионе, а также то, насколько эффективно будет выстроена система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. МСП в новых условиях должны стать не просто инструментом поддержки занятости, но и инструментом заполнения опустевших рыночных ниш и формирования новых».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

.

Лента новостей
Курс евро на 3 декабря
EUR ЦБ: 112,8 (-1,51)
Инвестиции, 18:04
Курс доллара на 3 декабря
USD ЦБ: 107,18 (-0,57)
Инвестиции, 18:04
Путин рассказал об идеях построить вместо «Сириуса» казино и рынокОбщество, 23:51
Трамп пообещал «жестокую расплату» за заложников в Газе после инаугурацииПолитика, 23:27
Армения заявила о готовности сотрудничать с МУСПолитика, 23:22
Сколько человек в год покупают товары для ремонта в Лемана ПРОРБК и Лемана ПРО, 23:15
В Петербурге у причала затонула «Джульетта»Общество, 23:02
Чек-лист для подбора зимних шинРБК и Ikon tyres, 22:33
Шольц опубликовал «послание из Киева Путину» об УкраинеПолитика, 22:32
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Путин назвал зарплаты важным стимулом, чтобы молодежь шла в наукуОбщество, 22:25
ЦАХАЛ начала атаку на «террористические цели» в ЛиванеПолитика, 22:10
Reuters узнал об обсуждении ОАЭ и США снятия санкций с АсадаПолитика, 22:09
В «Атоне» допустили рост индекса Мосбиржи более чем на 30% в 2025 годуИнвестиции, 22:07
Что такое БПЛА: 7 вопросов о беспилотных летательных аппаратахТренды, 22:02
Вратарь «Динамо» объяснил свой гол «Ахмату» неразберихой на полеСпорт, 21:59
«Я и моя богатая жизнь»: какие коды транслируют успехРБК и Сбер Первый, 21:55