Контракт с проблемами: петербургский бизнес заработал миллиарды

В Петербурге компании с госучастием нарастили объемы закупок у городского малого и среднего бизнеса. По данным Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), на которые ссылается газета «Деловой Петербург», всего за 2017 год заключено 13,5 тыс. таких контрактов на общую сумму 197 млрд руб. (это на 86,9% больше, чем в 2016 году).
Тенденция сохраняется и в 2018 году. За первые четыре месяца с петербургскими юрлицами заключено 5 тыс. контрактов на 43,6 млрд руб. Игроки рынка говорят, что таким образом корпорации исполняют федеральный закон 223, согласно которому с 1 января 2018 года доля таких закупок должна составлять не менее 15% годового объема.
При этом СМИ выяснили, что многие заказчики даже превысили этот показатель («Ростелеком» на спецзакупки у петербургского бизнеса направил 32,2%, «Воздушные ворота Северной столицы» (управляют аэропортом Пулково) — около 50% и т.д.).
По словам гендиректора корпорации МСП Александра Бравермана, показатель экономии в таких сделках в среднем составляет 11,13%. Представители корпораций говорят, что в некоторых случаях эффект может составлять от 20 до 30%.
Что касается собственно подрядчиков, то для них такое сотрудничество хоть и заманчиво, но зачастую крайне рискованно, говорят эксперты. Например, в сфере поставок электрического и компьютерного оборудования получить контракт несложно, но лоты часто очень крупные, а заказчики стараются максимально сбить цену.
Хуже всего дела обстоят в строительной сфере, на которую приходится больше трети всех контрактов с малым и средним бизнесом (74,5 млрд руб.). Вице-президент петербургского отделения Института по управлению проектами (PMI) Максим Гришин в разговоре с «Деловым Петербургом» отметил: «На рынке говорят так: хочешь проблем — подпиши госконтракт. Работа ведется по базисно-индексному методу строительства, но он не дает правильную стоимостную оценку проекта. Реально вещь стоит 100 руб., а заявленная смета — 90 руб. В результате часто такие контракты убыточны». Поскольку некрупные лоты в строительной сфере крайне редки, по факту участвовать в большинстве проектов могут лишь компании с большим оборотом.
По данным СМИ, эта проблема обсуждалась на заседании у губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Один из вариантов решения — заставить заказчика разделять лоты, а также ввести поэтапную оплату. Осенью в Смольном должна собраться рабочая группа под председательством вице–губернатора Сергея Мовчана для решения проблемы.
Справка
Как ранее писал РБК, 223-ФЗ описывает процедуру закупок для компаний, доля государства в которых составляет не менее 50%. Правительство внесло существенные правки в закон летом 2017 года, чтобы повысить конкурентность закупок и облегчить доступ к ним малых и средних предприятий. По данным Минэкономразвития, в 2014 году 48% от общего объема закупок компаний с участием государства пришлось на единственного поставщика.
Законом установлено, что госкомпании должны закупать у МСП не менее 18% от «совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок». При этом минимум 10% всех закупок должно быть совершено на тендерах, к которым допущены только МСП.