Лента новостей
WP узнала об утрате Трампом интереса к Венесуэле Политика, 04:46 Сенат Мексики ратифицировал торговое соглашение с США и Канадой Политика, 04:29 Хоккеисты признали Кучерова самым полезным игроком НХЛ Спорт, 04:06 Посольство России в США разочаровалось приговором россиянину Тищенко Политика, 03:53 Порошенко назвал свою партию «политическим спецназом» против России Политика, 03:29 В Нидерландах объяснили использование данных из соцсетей по делу MH17 Общество, 03:02 Саркози предстанет перед судом по делу о коррупции и торговле влиянием Общество, 02:54 Колумбия победила Катар в матче Кубке Америки Спорт, 02:29 В Неваде поезд с боеприпасами и гранатами сошел с рельсов Общество, 01:53 Правительство назвало ответственных за фиксацию ПДД Общество, 01:31 В Госдуму внесли проект об извещении о судебных разбирательствах по СМС Общество, 01:18 В ДНР отвергли причастность к крушению MH17 в Донбассе Политика, 00:44 Reuters узнал о переброске США на Ближний Восток дополнительного оружия Политика, 00:19 Четыре человека пострадали в аварии на МКАД Общество, 00:11
С.-Петербург ,  
0 
Неожиданный бюджет: экономисты дали оценку финансовым планам Беглова
Врио губернатора Петербурга Александр Беглов (Фото: сайт администрации Петербурга)

Обсуждение 29 января новым правительством Петербурга исполнения прошлогоднего бюджета заметно отличалось от предыдущих мероприятий подобного рода. Так, одним из неожиданных итогов исполнения бюджета 2018 года оказался профицит в 10,1 млрд руб. (после нескольких лет дефицитного бюджета), образовавшийся, по всей видимости, за счет улучшения собираемости налогов.

Другой особенностью обсуждения стала крайне резкая критика бюджетной политики со стороны ​врио губернатора Александра Беглова. И если резкие высказывания градоначальников по поводу хронического недоисполнения бюджета горожане слышали и ранее, то критика тактики бюджетных заимствований, политики поддержки стратегических инвесторов и в целом «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (Стратегия-2035) оказалась неожиданной.

Независимые эксперты по просьбе редакции РБК Петербург изложили свое мнение об итогах исполнения бюджета-2018, а также о высказываниях врио губернатора Александра Беглова и поручениях, которые он дал членам правительства Петербурга.

Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, НИУ «ВШЭ — Санкт-Петербург»:

«Профицит бюджета в 10,1 млрд руб. — это действительно новость. Профицита не наблюдалось с 2015 года, все последние годы имел место дефицит бюджета. Нынешний профицит, судя по всему, образовался благодаря превышению плана по доходам, значительно большему, чем в прошлые годы. Оно, в свою очередь, произошло за счет улучшения собираемости налогов. Это тоже относительно новое явление. Тут наверно сыграл свою роль майский указ президента, который побудил налоговую службу напрячься, приход в Петербург многочисленных структур «Газпрома» с его высокими зарплатами, а также дополнительные доходы граждан и компаний (источниками дополнительных доходов стали главным образом НДФЛ и налог на прибыль компаний), полученные благодаря ЧМ-2018 и завершения строительства «Лахта центра». В то же время, традиционно отмечается недоисполнение расходной части (особенно сильно недоисполнена Адресная инвестиционная программа).

Я бы не стала рассматривать профицит сам по себе как положительное явление. Он является следствием бюджетного консерватизма, довольно вредного для бюджетного процесса. При планировании доходов чиновники, желая подстраховаться, занижают прогнозы по поступлениям в бюджет. При составлении расходной части тот же принцип работает в обратном направлении — закладываются завышенные объемы расходов, включая инвестиционные проекты, плохо проработанные в части технико-экономического обоснования, иногда не имеющие шансов на реализацию вследствие отсутствия заинтересованных инвесторов. Так что профицит — во многом искусственный и свидетельствует скорее о резервах повышения качества бюджетного планирования, как в доходной части, так и в расходной. Положительным фактом является то, что врио губернатора обратил серьезное внимание именно на недоисполнение расходной части бюджета. Оно имеет хронический характер и должно быть преодолено.

«Я бы не стала рассматривать профицит сам по себе как положительное явление. Он является следствием бюджетного консерватизма, довольно вредного для бюджетного процесса»

Нужно отметить, что эти же проблемы ждут бюджет 2019 года, при формировании которого не рассматривались возможные сценарии развития экономической ситуации в регионе. Такой одновариантный подход негативно отразился и при составлении Стратегии-2035, на недостатки которой справедливо обратил внимание Александр Беглов. Вероятно, он воспринял критику стратегии независимыми экспертами и, судя по его высказываниям на заседании правительства, согласился с тем, что в ней много недостижимых показателей и мало конкретики. Он резонно отметил, что стратегия требует ревизии, в частности, поручил убрать из нее недостижимые показатели и сделать ее более реальной. Правда, пожелание врио губернатора, чтобы город ежегодно зарабатывал 1 трлн руб., я бы тоже отнесла к малореалистичным. Я не вижу, как этого можно достичь в ближайшие годы. Лет через 10 — возможно, но вряд ли раньше.

Я согласна и с критической оценкой врио губернатором политики предыдущих администраций в отношении стратегических инвестпроектов, так как недоработки в этой части отрицательно сказываются на развитии города. Действительно, некоторые проекты ГЧП признавались стратегическими (и им предоставляли серьезные льготы) без нормального обоснования, а скорее по политическим соображениям. И они были неудачными. Правда, я не совсем согласна с его установкой на развитие тех проектов, которые не влекут финансовых обязательств города, но в то же время являются коммерчески привлекательными для частного инвестора. Такую задачу я тоже считаю малореалистичной. Это скорее выглядит как благое пожелание. Потому что в любом проекте ГЧП какие-то вложения государства должны быть, и не только землей, а и финансами — иначе это не работает. А на практике в нашем городе расходы бюджета требовались даже в тех проектах ГЧП, которые изначально этого не предусматривали.

«Некоторые проекты ГЧП признавались стратегическими (и им предоставляли серьезные льготы) без нормального обоснования, а скорее по политическим соображениям. И они были неудачными».

В то же время следует приветствовать установку на «бюджет развития» — действительно, нужно поддерживать в первую очередь те инвестиционные проекты, которые могут стать точками роста городской экономики, приведут к развитию городской инфраструктуры, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест и росту доходов бюджета и населения.

Я обратила внимание на поручение врио губернатора провести обучающие семинары для руководителей высшего и среднего звена по бюджетному процессу. В принципе, это действительно надо делать по ряду причин. Во-первых, потому, что качество бюджетного процесса у нас, как, впрочем, и во всей стране, ужасающе низкое и его надо срочно повышать. Во-вторых, надо обучать чиновников новым, современным технологиям бюджетного планирования, которыми, как я убедилась, они в основной массе не владеют. Главное — надо показать чиновникам, как можно эффективно использовать возможности бюджетного процесса. Даже при их известном желании подкормить «свои» фирмы чиновники могли бы гораздо эффективнее использовать бюджет.

Правильным я считаю и открыто высказанное желание Александра Беглова возродить активные контакты, обратную связь с петербургским обществом, утраченные во время губернаторства Георгия Полтавченко. Врио губернатора справедливо отметил, что развитие каналов связи с горожанами, отбор народных стратегических инициатив, которые будут выступать драйверами изменений, станут эффективным инструментом повышения эффективности работы городской администрации.

«Главное — надо показать чиновникам, как можно эффективно использовать возможности бюджетного процесса. Даже при их известном желании подкормить «свои» фирмы чиновники могли бы гораздо эффективнее использовать бюджет».

Вообще, многое из того, что говорил Александр Беглов на заседании правительства, я считаю правильным и актуальным. Теперь дело за малым — добиться, чтобы все эти хорошие слова воплотились в адекватные действия городской администрации».


Екатерина Соколова, академический директор магистерской программы «Менеджмент и развитие городских агломераций», доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ:

«Информация о профиците бюджета, равно как и данные о полном или неполном его исполнении в текущем году, сама по себе не дает нам право делать выводы о динамике развития города. Свои коррективы вносят крупные мероприятия (такие, как, например, ЧМ-2018, проводившийся в Санкт-Петербурге прошедшим летом), масштабные инфраструктурные проекты (в том числе — те, что были реализованы для проведения того же ЧМ-2018) и многие другие факторы.

Намного больший интерес представляет анализ эффективности исполнения бюджета, а именно — его вклада в развитие города. Вопрос о том, на что расходуются бюджетные средства, должен быть приоритетнее вопроса о том, полностью ли они были израсходованы. Здесь речь идет не только об экономической стороне вопроса, которая часто обсуждается экспертами и аналитиками — экономия затрат и сокращение нецелевых расходов. Огромное значение имеет именно выбор направлений расходования средств. Стоит помнить, что город — это сложная система, которая требует чуткого и четкого регулирования. Ориентироваться только на цифры, на доходы и расходы, никак нельзя. Это то, что отличает управление городом от управления бизнесом — доходы и прибыль — это не самоцель, а лишь средство достижения некоторой иной, многокритериальной цели.

«Вопрос о том, на что расходуются бюджетные средства, должен быть приоритетнее вопроса о том, полностью ли они были израсходованы»

Львиная доля поручений врио губернатора, касающихся планов развития города на ближайшее будущее, связана с поиском путей наполнения бюджета города и сокращения расходов. Но все-таки анализ успешности развития города нужно начинать не столько с цифр бюджетной статистики, сколько с определения существующих проблем, расстановки приоритетов и понимания (пока еще даже не устранения) препятствий для их решения. И только после этой кропотливой работы можно планировать крупные проекты, которые будут иметь долгосрочный положительный эффект для городского развития.

Корректировка стратегии развития города должна проводиться с пониманием разницы между экономическим ростом и устойчивым развитием. Попытка нащупать новые стратегические направления развития города через реализацию проекта «Твой бюджет» — это хорошо, но этого недостаточно. Такие инициативы позволяют понять и оценить потребности горожан. Но это лишь сбор информации о проектах «низшего уровня» — наиболее близких конечным потребителям, горожанам. Нужен диалог с бизнесом, понимание социальных и экологических последствий принимаемых решений. С учетом современных трендов пространственного планирования в лучших мировых практиках, я бы советовала опираться на концепцию устойчивого развития — развитию в интересах города, но без ущерба для будущих поколений.

«Анализ успешности развития города нужно начинать не столько с цифр бюджетной статистики, сколько с определения существующих проблем»

Обучение чиновников бюджетной грамоте — это обучение инструментарию поддержки инвестиционных проектов, не более того. Для формирования жизнеспособной стратегии развития города следует повышать квалификацию руководителей в области анализа городской политики, умения выявлять и формулировать существующие проблемы и определять правильные критерии достижения стратегических целей. Это не уникальное предложение, подобные образовательные программы предлагаются ведущими университетами и бизнес-школами мира и они нацелены в том числе на тех, кто формирует основы развития городских агломераций».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.