Медик: «Ситуация с заболеваемостью детей COVID резко изменилась»
Новый учебный год в школах Санкт-Петербурга и Ленобласти начнется 1 сентября 2021 года традиционно в очном формате. Это подтвердили РБК Петербург в региональных администрациях. В Смольном при этом уточнили, что точные правила объявят 25 августа на городском педагогическом совете.
Роспотребнадзор пока не планирует менять рекомендации для школ, разработанные в прошлом году. Они по-прежнему будут включать в себя: минимизацию контактов детей внутри образовательных учреждений, закрепление за каждым классом отдельного кабинета; обязательную термометрию при входе, посещение столовой — по графику. Известно, что маски будут обязательны для сотрудников столовой (про детей и учителей речи пока не идет). Также Роспотребнадзор рекомендовал по возможности сократить число школьников в одном классе. За школами останется право принять решение о переводе части учащихся на удаленный формат, если в классе или в школе введен карантин. Дистанционка может быть введена, если 20% детей заболели COVID-19, гриппом или ОРВИ.
Между тем, по словам медиков, ситуация с заболеваемостью детей коронавирусом (особенно штаммом Дельта) далеко неоднозначная. По информации из открытых источников, в последние месяцы дети стали болеть коронавирусом чаще и тяжелее. Так, заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 1 Филатовской больницы Валентин Есикос ранее рассказал «Петербургскому дневнику», что в реанимацию все чаще стали попадать дети с 90% поражением легких.
Ведущий эксперт Национальной медицинской ассоциации
по развитию экспертной деятельности в сфере лабораторной диагностики «МедЛабЭксперт» и руководитель лабораторных проектов группы медицинских компаний «Медма» Александр Соловьев рассказал РБК Петербург, с чем сталкиваются дети, переболевшие «ковидом», и почему важно пересмотреть принципы школьного обучения для школьников в «постковидном» состоянии.
Александр Соловьев, ведущий эксперт Национальной медицинской ассоциации по развитию экспертной деятельности в сфере лабораторной диагностики «МедЛабЭксперт»:
Сейчас, очевидно, ситуация изменилась. Дельта-штамм пришел к нам в период каникул, и мы еще не можем оценить его распространяемость в условиях детского коллектива. Но можно судить по Великобритании, которая фактически допустила массовое распространение «ковида» среди молодых людей и детей. В итоге они стали активными участниками инфекционного процесса, а не только его распространителями.
«Представление, что дети практически не болеют, оказалось ложным»
Главное, что тревожит в этой возрастной группе, это проблема «постковидных» состояний. Те научные данные, которые мы сейчас получаем, вызывают озабоченность, так как доказывают прямое влияние коронавируса на мозг. То есть, COVID-19 — это не просто респираторное, но мультисистемное заболевание, которое поражает через разные механизмы патогенеза органы и системы человека. Оно способно запускать аутоиммунные процессы. Все это заставляет задуматься о серьезности прогнозов постковидного» состояния у детей. Это отдельная тема, очень волнующая исследователей.
Среди «постковидных» расстройств мы видим нарушения сердечно-сосудистой системы в виде миокардитов, неврологические и другие нарушения, которые в целом сказываются на жизнедеятельности ребенка, на его способности обучаться. Повышенная утомляемость, когнитивные особенности, связанные с памятью, качеством сна, переносимостью физических нагрузок. Не высокая ли цена за это будет в будущем?
«COVID-19 — это не просто респираторное, но мультисистемное заболевание, которое способно запускать аутоиммунные процессы»
Целый ряд стран сейчас предпринимают усилия, чтобы разработать программы по защите детей и внедрить эти программы к новому учебному году. Это и вакцинация (уже сейчас ее можно провести в некоторых странах детям с 12 лет), и стратегия регулярного тестирования для выявления бессимптомных детей (которых достаточно много). Для защиты детей в условиях учебного процесса в закрытых школьных помещениях необходимо снижать возможность аэрозольного распространения коронавируса. Для этого могут использоваться CO2-мониторы, контролирующие концентрацию углекислого газа в воздухе, это вентиляционные решения (не большие инфраструктурные проекты, их нереально внедрить в школах сегодня, а локальные).
Ну и уже привычные меры в виде масочного режима, выделения классов в отдельные социальные пузыри и недопущение перекрещиваний. Рекомендации для образовательных учреждений Роспотребнадзора разработаны летом прошлого года. За год многое изменилось, мы гораздо больше узнали и об эпидемиологии «ковида», и об особенностях изменения вируса, поэтому важно рекомендации обновить».
Мнения спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Юлия Воробьева