В Петербурге могут потерять работу больше 20 тысяч таксистов и курьеров
Власти Петербурга могут запретить привлечение мигрантов к работе в такси и доставке. Проект соответствующего постановления губернатора Петербурга опубликован в разделе «антикоррупционная экспертиза» на сайте Смольного и стал неожиданным как для депутатов, так и для участников рынка. В разговоре с РБК Петербург представители отраслей поделились опасениями — Петербург может стать городом «с самым высоким вознаграждением курьеров в стране». Такси, по прогнозам участников рынка, подорожает на 10-50%, а время ожидания заказа увеличится из-за нехватки водителей.
Документ предлагает запретить петербургскому бизнесу привлекать иностранных граждан, работающих по патентам в ряде сфер. В их числе — деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем, а также курьерская деятельность.
В случае подписания постановления запрет вступит в силу с 1 июля и будет действовать до конца 2025 года. Бизнес должен будет выполнить новое требование в течение трех месяцев со дня вступления в силу постановления. Комитету по труду и занятости Санкт-Петербурга предстоит подготовить предложение по установлению аналогичных правил на 2026 год.
Кроме того, бизнес обяжут ограничить скорость курьеров до 15 км/ч, вести реестр доставок, привести внешний вид курьеров к единой норме, оснастить их устройствами геолокации и организовать зоны, где движение курьеров будет запрещено.
Документ разработан Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного.
Сколько иностранцев работают в такси и доставке?
Председатель Комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Алексей Цивилев со ссылкой на данные экспертов сообщил, что в Петербурге работают 25-27 тыс. таксистов и порядка 14 тыс. курьеров. При этом, по приблизительным подсчетам, иностранцы занимают около половины рабочих мест. Цивилев отметил, что их доля может быть и выше, но официальной статистики нет, так как в такси отсутствует централизованная база данных сотрудников, а многие курьеры оформляются как самозанятые в течение одного дня, чтобы выполнять разовые заказы.
«Есть риск, что систему смогут обходить, потому что курьеры работают как самозанятые. У меня большие сомнения, что они вообще оформляют патенты. Большинство таксистов тоже работают без патентов», — сказал депутат. По его мнению, подобные «лазейки» могут быть отрегулированы облавами с полицией и миграционным контролем.
Об отсутствии точных данных о работающих по патентам мигрантов говорит и представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов. «Часть работают как индивидуальные предприниматели, часть — как самозанятые, поэтому об абсолютных числах говорить сложно. Но под постановление попадет минимум половина водителей», — считает эксперт.
Сюрприз для рынка
Ранее аналогичное постановление о запрете на работу мигрантов в такси было подписано губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Однако тогда, как отмечает Андрей Белов, оно не стало для участников рынка сюрпризом, так как перед этим инициативу обсуждали с бизнесом.
В случае с Петербургом, по словам Алексея Цивилева, о документе не знали в том числе депутаты. Службы доставки и сервисы такси также сообщили, что инициатива не обсуждалась.
При этом, по данным РБК Петербург, в последние месяцы сервисы доставки вели совместную работу с петербургским Комитетом по транспорту и планировали заключить соглашение. В частности, по многим пунктам документ пересекается с проектом постановлением губернатора. В нем также прописаны меры о стандартизации транспортных средств, экипировки курьеров и зон запрета перемещения.
В Комитете по транспорту от комментариев отказались.
«Дорогая и долгая доставка»
По словам президента Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александра Митюкова, проект постановления стал неожиданным для бизнеса, в особенности мера по запрету работы мигрантам в курьерской доставке. «Все требования, которые будут отражены в постановлении губернатора Санкт-Петербурга, будут обязательными для выполнения сервисами доставки, но позицию бизнеса необходимо учитывать, чтобы в итоге мы не получили дорогую и долгую доставку в городе и самые высокие в стране вознаграждения и зарплаты курьеров», — отмечает Митюков.
Согласно его данным, сейчас в отрасли фиксируют дефицит курьеров, а в случае ввода запрета на работу мигрантов число соискателей на рынке доставки сократится дополнительно. В результате, по словам Александра Митюкова, кратно растущий спрос на доставку и снижение количества курьеров может увеличить стоимость доставки более чем в два раза. Аналогичными данными делится «Яндекс».
По мнению Цивилева, освободившиеся на рынке труда места могли бы занять студенты. Однако Митюков полагает, что студенты не смогут заместить мигрантов, так как для них это временная занятость. Более того, по его словам, остается нерешенным вопрос трудоустройства мигрантов, лишившихся рабочих мест.
«Масштабная утрата занятости указанной категорией населения способна привести к увеличению уровня безработицы, усилению социальной напряженности, повышению нагрузки на социальные институты, создавая потенциальную угрозу общественному спокойствию и безопасности», — отмечает эксперт.
Подорожание поездок на 10-50%
На существенное сокращение кадров и рост стоимости услуг также указывают в таксомоторной отрасли. По словам Белова, в случае подписания постановления рынок потеряет 50% легальных водителей-иностранцев. По его мнению, большинство из них предпочтут возвращению на родину уход в «серую» зону. Как следствие, цены на перевозки, по оценке эксперта, могут вырасти на 20-50%.
В «Яндексе» прогнозируют, что существенное сокращение числа водителей в моменте приведет к росту цен на поездки на 10-15%. В целом, по мнению компании, инициатива негативно повлияет на качество и доступность услуг такси.
Операционный директор «Ситимобил» Даниил Курашев также полагает, что инициатива спровоцирует дополнительные проблемы в отрасли. «Любое дальнейшее закручивание гаек с принятием новых ограничений все сильнее будет ухудшать положение как клиентов, так и таксопарков с агрегаторами. Поскольку количество исполнителей будет уменьшаться, доступность услуг также будет снижаться. Таким образом, стоит ожидать как увеличения стоимости услуг, так и времени ожидания», — полагает он.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram