«Превратимся в печальный городок»: в Петербурге ужесточат оборот алкоголя
В Санкт-Петербурге ужесточат требования к работе баров и ресторанов. Поправки в городской закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» приняты 30 апреля Законодательным собранием в первом чтении единогласно.
Право продавать клиентам крепкие спиртные и слабоалкогольные напитки после 22:00 получат только рестораны со своей кухней, поварами в штате и залом обслуживания от 50 кв. м, охраной и пр. Эти меры, по мнению депутатов, помогут изжить «наливайки» и «полубары-перевертыши», которые днем работают в формате магазина, а ночью — мини-бара. Выполнить новые требования не сможет и часть небольших по площади баров, признают парламентарии.
Десятки тысяч нарушений
Представляя законопроект на заседании городского парламента, председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСа Денис Четырбок привел статистику МВД: в 2024 году в Санкт-Петербурге зафиксировано 54 тыс. случаев распития алкоголя в общественных местах и 25 тыс. случаев нахождения в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Причем, по словам депутата, количество таких правонарушений растет. Только за последние выходные был составлен 221 протокол по таким нарушениям.
«Что принципиально важно, и на это обращают внимание наши правоохранители, подавляющее большинство этих правонарушений было зафиксировано вблизи питейных заведений, расположенных в многоквартирных жилых домах», — подчеркнул Денис Четырбок.
Что изменит законопроект
Документ запрещает в Санкт-Петербурге продажу крепкого алкоголя и слабоалкогольных напитков в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных жилых домах, за исключением ресторанов, с 22:00 до 11:00. Чтобы считаться рестораном и не попасть под ограничения, нужно соответствовать новым требованиям:
- отдельный вход со стороны улицы;
- зал обслуживания с местами для размещения посетителей площадью от 50 кв. м;
- отдельные туалеты для персонала и посетителей;
- специально оборудованное место для приготовления блюд, включая зоны хранения продуктов (шкафы, холодильники), мойку, разделочные столы, термообработку продуктов (кухонная плита, духовка);
- не менее пяти ставок обслуживающего персонала в штатном расписании, включая две полные ставки повара;
- договор на охрану и «тревожную кнопку».
В спальных и пригородных районах ограничения вступят в силу с 1 сентября, а в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах — с 1 декабря 2025 года.
«Полубары-перевертыши»
По данным Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, сейчас в городе 3,6 тыс. объектов общественного питания имеют лицензии на продажу алкоголя. Еще 5 тыс. объектов реализуют слабоалкогольную продукцию, по данным системы «Честный знак». «Мы с вами слышали от ряда экспертов про 1700 заведений, которые неминуемо закроются. Я, честно говоря, не насчитал столько. К нам в Законодательное собрание, в период, отведенный для публичной консультации, поступило всего лишь два десятка запросов посмотреть, соответствуют ли заведения критериями или не соответствуют», — рассказал Денис Четырбок.
Депутат от Центрального района Александр Ржаненков говорит, что хорошо понимает претензии жителей, поскольку его депутатская приемная расположена на самой известной барной улице в городе — на улице Рубинштейна, дом 3. По его данным, в Центральном районе из 1 тыс. заведений с лицензией на продажу алкоголя 74% находятся в жилых домах. «Безобразия, которые происходят на этих объектах, центральных улицах, в том числе на Чайковского — это сплошное нарушение прав граждан, которые там проживают. Мы не можем обойти эту ситуацию и не реагировать на эти явления. Эти объекты просто тянут за собой криминал, это известно, и это происходит ежедневно», — посетовал Ржаненков.
Андрей Алескеров заявил, что проект закона направлен не против легального бизнеса, а против «полубаров-перевертышей», которые работают по принципу «днем — магазин, а ночью — кафе». «Зачастую в этих заведениях просто отсутствуют сидячие места, весь интерьер представляет собой просто витрину с алкоголем», — пояснил депутат. По его словам, в подавляющем большинстве случаев в таких точках отсутствует туалет. «Автоматически туалетом становится вся прилегающая территория в радиусе 20 метров, включая парадные, малые архитектурные формы, расположенные на детских и спортивных площадках», — перечислил Алескеров. Он уверяет, что каждый петербургский депутат получал обращение жителей, «которые испытали все прелести такого соседства с "наливайками"».
Подальше от жилых домов
Денис Панов заявил, что принятие закона станет стимулом для создания в Петербурге отдельного барного кластера. «Сейчас всем тем, кто действительно хочет сохранить небольшую площадь своих баров, стоит задуматься о том, что в городе есть локации, которые позволяют размещаться без ограничений, объединиться и создать тот самый кластер, который будет удовлетворять интересы гостей нашего города и любителей такого рода заведений, и в то же время не будет затрагивать интересы жильцов. Это абсолютно логичный компромисс», — считает он. При этом Панов не стал вдаваться в детали, где владельцы баров возьмут средства на выкуп или аренду новых помещений, а также на переезд и перезапуск своего бизнеса.
Звучали и предложения ужесточить требования к реализации спиртного. Так, Ольга Герасина полагает, что можно убрать исключение на работу после 22:00 для новогодней ночи. Михаил Амосов предложил распространить требования закона для заведений в жилых домах на весь рынок. А Павел Иткин — следом за «наливайками» ужесточить требования к открытию в городе новых точек алкомаркетов.
Слишком жесткие сроки
Только три депутата высказались за смягчение требований законопроекта. Так, Нина Астахова предложила уменьшить минимальную площадь зала. «50 [квадратных] метров — это слишком много. У нас существуют много лет такие авторские бары, которые никак не смогут это изменить, просто с учетом определенных реалий нашего старого фонда. И бары, которые не имеют никаких нареканий к своей работе, вынуждены будут закрыться», — заявила она.
Ирина Иванова сомневается, что владельцам баров удастся привести свои заведения в соответствие с новыми требованиями (увеличить площадь до необходимого размера, оборудовать кухню и установить дополнительные санузлы) за шесть месяцев. «Мы знаем, что для этого надо провести межведомственную комиссию, согласовать все. Согласование иногда идут два года. Тем более, если это связано с историческими зданиями», — пояснила она.
Депутат Александр Рассудов опасается, что из-за борьбы с наливайками пострадает много легальных заведений. «В городе очень много популярных баров, расположенных в историческом центре в жилых домах. Мы можем выплеснуть вместе с водой ребенка, потому что выручка общепита по городу — 200 млрд руб. Я не увидел ни одного экономически обоснованного расчета, как наша инициатива в текущей редакции повлияет на налоги и рабочие места», — сказал он.
Рассудов настаивает, что барная культура для молодежи крайне важна. «Мы наносим удар по человеческому капиталу, за который борются все крупные мегаполисы. Уедет молодежь, мы можем превратиться в печальный городок», — заявил депутат. А бывшие клиенты «наливаек» пойдут распивать спиртное на детские площадки и в парадные, прогнозирует он.
Несмотря на критику, против законопроекта не решился проголосовать ни один из петербургских депутатов, он был принят в первом чтении единогласно. На разработку поправок отвели две недели, до 14 мая. Денис Четырбок напомнил, что в ходе общественных слушаний к проекту закона поступило 190 предложений — как от бизнеса, так и от жителей города. Часть высказанных замечаний (каких именно, он не уточнил), учтут при рассмотрении проекта во втором чтении.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram