«Мы можем возить из Европы»: как доставляют товары онлайн-магазинам
Пандемия и режим самоизоляции создали уникальные условия для ускоренного развития российского рынка электронной коммерции. Объем этого рынка в 2021 году, по данным Data Insight, составил 4,1 трлн руб. при росте 52% год к году. Количество заказов росло еще быстрее: на 104%. Однако с конца февраля этого года ситуация на рынке резко изменилась — из-за ограничений, введенных странами Евросоюза и США, поставщики столкнулись с задержками или полным отсутствием многих товаров.
В рамках форума «Технотренды», организованного РБК Петербург, представители логистических компаний рассказали, можно ли перестроить цепочки поставок и как в связи с этим изменится рынок e-commerce.
Екатерина Печникова, директор по продажам Северо-Западного региона DPD в России:
«Мы видим, что грузопоток в Россию становится меньше; соответственно, продавцы на маркетплейсах продают меньше: кто-то сейчас ожидает товар, у кого-то закончились складские запасы и он сам не знает, когда придёт груз. Что касается транспортных компаний, то их инфраструктура рассчитана под объём поставок, который был на рынке до санкций, и ещё с запасом. Мы все хотели расти, ожидали роста поставок на 30% в обозримой перспективе. Сейчас мы понимаем, что в ближайшем будущем этого не произойдёт. Думаю, что рынок электронной коммерции столкнётся с оптимизацией. Она подразумевает увеличение сроков доставки по некоторым направлениям, сокращение штата в онлайн-ретейле; вероятно, будет передел и на логистическом рынке — не все компании в сфере доставки переживут этот кризис.
Сильные игроки перестроятся и выстроят новые логистические цепочки. Проблема в том, что это произойдет не быстро. Любая перестройка логистической цепочки занимает время. К примеру, если речь идёт о водной транспортировке, то компаниям нужно поставить суда по этим маршрутам, предварительно зафрахтовав их. Это очень длинная цепочка непростых операций. Сейчас рынок ориентируется на импорт из Юго-Восточной Азии. Это прямой импорт, несанкционный товар. С Европой ситуация остаётся сложной, регулярно появляются новые ужесточения. Две недели назад грузовикам с российскими номерами запретили въезжать на территорию Европы.
При этом нужно понимать, что на рынке «свято место пусто не бывает». На место ушедших иностранных брендов придут другие. Судя по нашим клиентам — российским производителям одежды, они все думают о наращивании производства, но пока находятся в ожидании. Боятся, что в мае иностранные компании вернутся, или начнётся экспансия других иностранных брендов. Иран уже заявил, что готов поставлять одежду на российский рынок. Кстати, иранские вещи — нестандартные и красивые. Также Турция заявляла, что готова увеличить поставки в Россию, она как раз может заменить ушедший западный масс-маркет. Что касается люкса, то у нас появился закон о параллельном импорте, есть список брендов, которые можно ввозить. Пока офлайн-магазины люксовых марок закрыты, поставками могут заниматься крупные маркетплейсы.
Я считаю, что спад в e-commerce временный, после него маркетплейсы будут расти. Потребитель изменил привычки еще после пандемии и уже не пойдёт на рынок, не будет мерить одежду на картонке. Он привык к удобству, к быстрым заказам онлайн, и российские производители готовы предложить ему свой товар. Оптимизация транспортных компаний — тоже временная. Если объём грузоперевозок резко вырастет — мы готовы очень быстро масштабироваться. В частности, в прошлом году наша компания сделала большую инвестицию: мы начали строить в Домодедово новый автоматизированный хаб площадь 30 тыс. кв. м. Он позволит обрабатывать большое количество посылок. Мы не отказались от этого проекта и надеемся, что в течение года он заработает».
Андрей Мякин, директор по продажам «СДЭК»:
«Мы пережили много кризисов, но такого структурного кризиса еще не было. Основная перемена — раньше движение груза осуществлялось с севера и запада, из Европы, из Петербурга и двигалось через нас на восток и на юг. Сейчас логистические цепочки перестроились и движение пошло вспять: из Владивостока, южной части Китая, через Казахстан и Армению — в центральную Россию и на Северо-Запад.
В прошлом году среди всех отгрузок на маркетплейсы 15% приходилось на бренды, которые сегодня остановили работу в Россию. Это очень высокая доля. Очевидно, что такой отток приведет к снижению грузоперевозок. Однако, что касается оптимизации, то наша компания смотрит в другую сторону. Мы вообще считаем, что логисты — это самые адаптивные люди из всех типов бизнеса. Наша задача связывать в идеальном формате b2c — производителя и конечного получателя — покупателя. Поэтому сейчас мы, наоборот, настроены на конкурентные преимущества — на сокращение сроков доставки.
Ещё в пандемию мы приняли четкое решение по диверсификации бизнеса. Сейчас у нас есть сервис Forward, который позволяет выкупать и доставлять товары из иностранных магазинов на наши склады в 13 странах, а уже оттуда привозить их в Россию до конечных потребителей. То есть, пока российские маркетплэйсы не могут ввозить товары иностранных брендов, мы можем.
Вместе с тем, что на рынке e-commerce повышается роль транспортных компаний, повышается роль IT. Из-за того, что ввозить грузы в Россию из многих стран сейчас нельзя и правила постоянно меняются, оперативную разработку маршрута приходится делать в режиме онлайн. Надо понимать — логистика сейчас, особенно в сегменте b2c, не про курьеров, про машины, про склады, а про IT. Например, для сервиса Forward нам надо иметь возможность максимально оперативно «заливать» в программные решения тарифы, чтобы иностранные магазины-отправители имели возможность оперативно отправлять груз.
Думаю, что e-commerce не уступит офлайн-магазинам. Пандемия научила покупать онлайн самую консервативную категорию — людей в возрасте 55+. И они получили положительный клиентский опыт. Наверное, средний чек заказа будет падать, но важно сохранить количество отправлений на фоне снижающегося спроса. Задача логистов, курьерских компаний, на мой взгляд, — поддержать эту структуру спроса и сохранить объём и скорость поставок, который был последние три года. У нас в стране он был один из самых высоких в мире — с учётом нашей географии средняя доставка по стране занимает четыре дня. У нас достигнуты серьёзные результаты в складских технологиях, наши IT-решения опережают Европу и большинство азиатских стран, и сравнимы с Америкой, но у них там немного другая система монетизации и отношение к курьерскому бизнесу. Всю эту систему доставки в России важно сохранить. Поэтому кризис — вспоминая пресловутый известный китайский иероглиф — действительно, время возможностей, и очень важно не пытаться его переждать, а быстро меняться».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова
Повтор публикации от 28.04.2022