Бизнес рассказал о «выстреливающих» во время кризиса решениях
Апрель 2020 года стал для российского бизнеса самым проблемным месяцем за последние несколько десятилетий. В отличие от марта, когда оставалась надежда, что карантинные ограничения продлятся недолго, в этом месяце стала очевидна вся сложность ситуации: длительный, как в Европе и США, карантин приводит к затяжному социально-экономическому кризису.
РБК Петербург провел онлайн дискуссию «Апрельские тезисы» бизнеса: главное в поддержке государства и решениях компаний» в рамках серии мероприятий «Бизнес жив!». В ходе круглого стола владельцы и представители компаний рассказали о первых результатах работы в кризис, решениях, которые «выстрелили», и поставили под вопрос необходимость поддержки «умирающих» компаний.
Карантинные месяцы
Неожиданно оптимистичными оказались итоги работы гостей РБК Петербург за последние полтора месяца. Многие из них признались, что не просто избежали сокращений, но и активно набирают сейчас новых сотрудников. Переход на удаленную работу открыл новые горизонты в виде возможности собирать вместе сотню коллег и усиливать контроль за самыми отдаленными офисами.
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО «Объединение строителей СПб», видит повод для оптимизма в том, что стройке в Петербурге вообще дали возможность работать: «Стройки не остановились, нам здорово повезло. Если бы этого не произошло, мы бы были, наверное, в состоянии худшем, чем рестораторы, потому что за нашими плечами сто тысяч мигрантов. Это была бы большая беда и проблема».
Президент Группы RBI Эдуард Тиктинский рассказал, что именно сегодня компания проводит ряд сделок, потому что верит, что ее продукт будет востребован через два года. Сейчас девелопер большое внимание уделяет стратегии и аналитике. Результаты продаж в марте были пиковыми, а в апреле было снижение на 30%, что на фоне других отраслей тоже было хорошим показателем. С июля компания начнет стройку и продажу новых объектов.
Схожее снижение зафиксировал и Евгений Войтенков, региональный директор АО «АВТОДОМ» по Санкт-Петербургу. Однако, предприниматель подчеркнул, что о привычных объемах продаж квартир и автомобилей можно забыть на несколько лет. «Такой жизни, как прежде, уже не будет. Все должны перестраиваться. Компании будут зарабатывать не 1 млрд руб., а 200 млн и этому радоваться. Главное — удержаться на плаву», — сказал он.
Готовность приспосабливаться к новой реальности выразил Максим Кононенко, директор по работе с корпоративными и государственными сегментами по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Ростелекома». Он заверил, что даже в случае снижения покупательной способности клиентов компания будет сохранять привычный уровень выручки за счет фокусировки на других продуктах и услугах.
Генеральный директор Italy Group Станислав Кошелев напомнил, что бизнес состоит из продукта, клиента и канала — и, чтобы выжить, компания стала работать по всем трем направлениям: отгружать замороженную продукцию в магазины, пробовать запускать виртуальные бары с шеф-поварами и работать через интернет-канал, который и приносит сегодня компании основной заработок.
О мерах поддержки бизнеса
Сергей Привалов, старший партнер, руководитель практики банкротств «ССП-Консалт», констатировал, что большинство сегодняшних мер направлено на отсрочку обязательных платежей, тогда как компаниям нужна помощь уже сейчас, для кого-то даже спустя полгода может быть уже поздно.
Противоположную позицию занял генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров, который высказался в пользу принципов военной медицины: «Я сторонник естественного отбора и считаю, что помогать надо тем, кто может выжить, спасать не тех, кому совсем тяжело, а тех, у кого ранения средней степени. Кредитовать бизнес, который точно останется и будет развиваться».
Антон Финогенов, первый заместитель главы комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, назвал две основных задачи: сохранение занятости населения и адекватной отплаты работы, а также переход в режим прогнозируемой работы. «Пока прогноз эпидемиологической ситуации абсолютно неблагодарен, что не позволяет перейти из аварийного режима в мобилизационный». Он посетовал на то, что без прогнозирования сложно принимать долгосрочные меры и любые предложения, например, «а давайте потратим два триллиона стабилизационного фонда», всегда наталкиваются на ответ Минфина — «а может быть через два месяца нужно будет потратить сразу десять?».
Предпринимателям он посоветовал запастись терпением и писать письма с подробным перечислением фактов — как именно пострадал бизнес, например, от разрыва товаропроводящих цепочек. Это позволяет властям найти решение, добавил он.
Идеальный конец мая
То, что рынок изменился и с последствиями этих перемен предстоит работать ближайшие несколько лет, согласились все участники дискуссии. Однако для того, чтобы спокойно выдохнуть уже в конце мая, нужна определенность, которую может дать только государство, убеждены они.
«Нужны прозрачные шаги государства, которые дадут понимание, что делать дальше бизнесу. Спасет государство кого-то или нет», — говорит сооснователь международного детского издательства «Банда умников» Антон Семенов. Основатель консалтинговой группы BLcons Екатерина Литау считает нелишним сдерживание органов исполнительной власти, которым стоило бы занять «позицию невмешательства» и воздержаться от проверок. Наконец, директор департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов считает, что после снятия карантинных мер целесообразно было бы поддержать в первую очередь тех, кто пострадал больше всего, к кому выручка в ближайшие месяцы не вернется и кому нужны гарантии, что их борьба не напрасна.