В Петербурге неожиданно подешевела часть алкогольных напитков
Петербургские магазины отмечают заметное снижение цен на часть винной продукции — парадокс на фоне уже объявленного повышения акцизов с 2026 года. По словам участников рынка, сегодня покупатели могут встретить вина по стоимости, которая оказалась ниже даже прошлогодней.
По данным Клуба профессионалов алкогольного рынка (КПАР), средняя цена литра столового вина крепостью до 14% в России в октябре 2025 года достигла 682,84 рубля против 610,5 рубля годом ранее. Несмотря на общий рост стоимости игристых и креплёных вин, в Петербурге, по статистике Петростата, креплёные позиции, наоборот, подешевели на 2,6%.
В сети «О’Кей» «Деловому Петербургу» сообщили, что снижение в первую очередь касается вин, импортируемых по собственным контрактам. В компании отметили, что на динамику также влияют «изменение курса валют, скидки от производителей и конкуренция». Эксперты наблюдают и изменения в спросе: интерес к винам Старого Света сокращается, в то время как российские, чилийские, южноафриканские и сербские вина по-прежнему популярны.
Эксперты сходятся во мнении, что рынок заранее «готовит» покупателей к будущему повышению цен. Максим Черниговский, доцент Президентской академии и руководитель КПАР, объяснил «ДП», что нынешнее снижение не стоит воспринимать как массовое: «Снижение цен на винодельческую продукцию носит скорее фрагментарный характер — оно касается ограниченного ассортимента. Кроме того, снижению могут способствовать акции: федеральные сети формируют промопланы заранее».
Акцизы на алкоголь в России увеличатся с 1 января 2026 года. Для тихих вин ставка поднимается на 31% — до 148 рублей за литр, для игристых вин — до 160 руб./л (+ 8,9%), а для плодовых вин и винных напитков — до 165 руб./л (+ 11,5%).
В компании Ladoga указывают, что снижению мог способствовать курс валют: год назад евро стоил на 20% дороже. «Теоретически этот фактор может позволить операторам рынка импортной продукции как минимум сдержать цены, как максимум — анонсировать заметную скидку», — отмечают там. Однако в компании подчеркивают, что массового снижения ожидать не стоит: «Вероятнее всего, речь идёт о частных случаях, когда ретейлеры привлекают трафик за счет ярких акций и глубоких скидок».
По словам генерального директора и совладельца ТД «РеалЪ» Александра Мышинского, рост цен после повышения акцизов проявляется не сразу: крупные сети обычно медлят с обновлением ценников. Поэтому заметное подорожание покупатели ощутят ближе к марту следующего года.