Возродится ли авторпом и что ждёт промышленность Петербурга?
В Петербурге ускорился рост промышленности. Пока, впрочем, темпы роста небольшие — 1-2% каждый месяц (к соответствующему месяцу прошлого года). Но вскоре эксперты ожидают скачкообразный рост показателей — за счет восстановления сборки автомобилей и сопутствующих отраслей (автокомпонентов, металлургии и т.п.).
Промышленность растет понемногу
Согласно последним данным Петростата, ИПП (индекс промышленного производства) в Петербурге за январь—сентябрь 2023 года составил 110,4% — к соответствующему периоду прошлого года. То есть, петербургская промышленность с начала этого года произвела на 10,4% продукции больше, чем за январь—сентябрь 2022 года. В Ленобласти ситуация похожая — произведено на 7,1% больше, чем в прошлом году.
Рост традиционно обеспечивает обрабатывающая промышленность — ее индекс выше среднего (в промышленности) и составил в сентябре 112,4% в Петербурге (109,5% — в Ленобласти). Основной драйвер роста — гособоронзаказ, позволяющий увеличивать объемы производства в обслуживающих нужды Минобороны отраслях: производстве одежды (рост ИПП в 1,6 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (ИПП 149,4%), текстильных изделий (136,0%), кожи и изделий из кожи (123,7%), машин и оборудования, не включенных в другие группировки (129,4%), прочих транспортных средств и оборудования (121,4% — в Петербурге и в 1,7 раза — в Ленобласти), прочих готовых изделий (120%) и в других отраслях, традиционно получающих значительные заказы от Минобороны или его генподрядчиков.
Возможность наращивать производство у этих отраслей пока не иссякла, благодаря значительному объему не задействованных ранее мощностей, которые сейчас загружаются благодаря упрощению правил заключения оборонных контрактов, считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Елена Ткаченко. В Ленобласти произошел также значительный рост (ИПП вырос в 1,8 раза) производства химических веществ и химических продуктов благодаря запуску химических предприятий, строительство которых началось еще до СВО, отмечает эксперт.
Автопром даст скачок
Автомобильное производство вместе с сопутствующими отраслями (автокомпоненты, металлургия и др.), до недавних времен являвшееся одним из главных сегментов петербургской промышленности, по-прежнему в упадке. Производство «автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» остается на крайне низком уровне — ИПП в сентябре составлял 13,7% в Петербурге и 47,2% в Ленобласти. И это по отношению к сентябрю 2022 года, когда этот индекс был равен 12,3% в Петербурге и 39,3% в Ленобласти. То есть, автопром как рухнул в прошлом году, так и стоит пока без особого движения.
Однако, Елена Ткаченко говорит о перспективах серьезного роста в этом сегменте. Она отмечает начавшийся выпуск постепенно возобновляющими свою работу автопредприятиями (сменившими владельцев) пробных партий новых моделей автомобилей (это дало небольшой прирост ИПП). «Идет процесс перенастройки производства, освоение новых моделей. Когда возобновится массовое производство, его объемы вырастут скачкообразно — в разы. Этому будет способствовать принятое правительством постановление о стимулировании промышленной кооперации на территории ЕАЭС, предусматривающее предоставление льготных кредитов и смягчение налоговых правил. Запуск автокластера ожидается в первом квартале 2024 года (по оптимистическим прогнозам) или в третьем квартале (по пессимистическим)», — напоминает эксперт.
В силу значительного синергетического эффекта, автопром станет драйвером серьезного роста сопутствующих отраслей — в первую очередь, производства автокомпонентов, которое сейчас работает лишь на рынок запчастей, что не обеспечивает серьезных объемов. Также выйдет из фактической «спячки» петербургская металлургия (ИПП в сентябре 88,1%), в большой степени ориентированная на автопром, утверждает Елена Ткаченко. Помимо фактического исчезновения заказов от автопрома, петербургские металлурги сильно пострадали также из-за сокращения экспорта — все это привело к снижению цен и спаду производства. Восстановление автопрома позволит им значительно улучшить свое положение и внести вклад в рост городской экономики.
Роль погоды и признаков прогресса
Эксперт отмечает необычную, на первый взгляд, динамику двух индексов, противоречащую общей тенденции роста. В сегменте «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» произошло снижение ИПП (на 2,7% в Петербурге и на 2,3% в Ленобласти) — из-за более теплой, чем в прошлом году, погоды в нынешнем сентябре, что снизило потребление разных видов энергии.
А вот снижение объемов в сегменте «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» (на 4% в Петербурге и на 7,7% в Ленобласти) Елена Ткаченко отчасти приписывает той же погоде (дождей было мало и объемы ливневых стоков сократились), но главным образом — усилиям самой промышленности, которая стала наращивать переработку своих отходов, модернизировать очистные сооружения и, соответственно, меньше отправлять на свалки и в канализацию. «Я считаю, что эта тенденция будет сохраняться еще года три-четыре — в результате внесения поправок в экологическое законодательство, которые стимулировали рециклинг. Это положительный фактор. Он означает, что циклическая экономика у нас начинает работать», — говорит эксперт. Сократилось и потребление воды предприятиями — вследствие более строго учета водопотребления и роста тарифов предприятия начали серьезно экономить, считает она.
Повтор публикации от 26.10.2023