Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Люди готовы рисковать»: какие авто предлагают дилеры и сколько они стоят

В Петербурге растёт спрос на китайские и российские автомобили
Спрос и цены на автомобили растут одновременно. РБК Петербург разобрался в том, почему изменилась ситуация на авторынке
Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru
Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru

Несмотря на рост цен на новые автомобили, который ко второму полугодию 2023 года достиг в Петербурге 18% (год к году), в городе растет покупательский спрос — как говорят опрошенные РБК Петербург эксперты рынка, клиенты покупают машины сейчас, опасаясь большего подорожания в будущем. Чтобы удовлетворить спрос, автосалоны, лишенные популярных среди россиян западных брендов авто, наполнили склады новыми китайскими и российскими автомобилями.

РБК Петербург разобрался, как покупатели относятся к такому выбору, сколько готовы платить за новые машины малоизвестных брендов и как обстоят дела с гарантией на такие авто.

«Люди устали ждать и готовы рисковать»

Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом активность потребителей заметно выросла. В частности, их начали интересовать новые китайские бренды, появившиеся на рынке. Например, VGV, BAW, Kaiyi, Jetour. «Если сравнивать с августом прошлого года, когда был большой рост цен и машины у дилеров стали заканчиваться, люди были в ожидании, что ушедшие с рынка бренды скоро вернутся. Сейчас рост рынка новых авто в целом и рост продаж китайских брендов говорит о том, что народ, говоря простым русским языком, «перестал ждать и довольствуется тем, что есть на рынке», — говорит директор дилерских центров «Рольф Автопрайм», «Рольф Лахта», «Рольф Полюстрово» Евгений Вяткин. По его оценкам, по итогу этого года продажи новых авто в России могут вырасти до 900 тыс. штук. «То есть, рост к 2022 году составит порядка 45% и «львиная доля продаж» более 80% — это китайские и российские производители», — говорит он.

«Рост рынка говорит о том, что народ, говоря простым русским языком, «перестал ждать и довольствуется тем, что есть на рынке»

По мнению автоэксперта, преподавателя курса «Технологии клиентского сервиса» в бизнес-школе ИМИСП Виталия Новикова, у людей «подросла способность рисковать». «Один из факторов, который теперь принимают потребители — то, что машины дорожают постоянно, курс растёт. Они сегодня думают следующим образом: не важно, что я заплачу за машину 4 млн руб., через год новые будут стоить 4,5-5 млн. Давайте купим в кредит, потому что деньги обесцениваются», — говорит он.

Клиенты готовы поступиться собственным уровнем доверия к бренду, полагает Новиков. «Какой уровень доверия сегодня может быть к бренду Jetour? Люди увидели его в первый раз. Они видят машину, похожую на Lamborghini Urus, только не за 21 млн руб., а за 2 млн руб. в базовой комплектации и 2,8 млн — в полной. И говорят: «Ну, а что, всё китайское, давайте купим», — рассуждает эксперт. Он отмечает, что раньше производителям требовались годы, что взрастить доверие к бренду. Виталий Новиков вспоминает, как, например, на рынке тяжело приживались премиальные автомобили Hyundai Equus, которые в 2009-2010 годы никто был не готов приобретать за выставленную цену.

Много вопросов к гарантии

Впрочем, опасения к незнакомому у петербуржцев всё же есть. Как говорит Евгений Вяткин, у покупателей сейчас возникает много вопросов к гарантии. Это же отмечает директор направления параллельного импорта холдинга «Максимум» и «EXEED Центра Максимум Лахта» Андрей Лапко. «Конечно, требования к комфорту и безопасности всегда были на рынке, но с переориентацией на китайских производителей повысилось внимание к данным критериям. Клиенты еще тщательнее подходят к выбору автомобиля», — говорит он. Помимо гарантии, потребителям важна возможность обслуживать автомобиль в будущем. Люди смотрят не только на цену в момент покупки, но и делают расчёт: сколько стоит ТО, как часто его проводить, есть ли поставки запасных частей и какая гарантия на новый автомобиль, объясняет Андрей Лапко.

«Какой уровень доверия сегодня может быть к бренду Jetour? Люди увидели его в первый раз»

«В среднем китайские производители дают гарантию пять лет или 150 тыс. км. БОльшую гарантию даёт бренд Exeed — семь лет или 200 тыс. км, я считаю, это их важное конкурентное преимущество», — говорит он.

Спрос на автокредиты растёт

Помимо этого, для потребителей стало важно наличие качественных кредитных продуктов. «Например, авторассрочка 0% или подбор кредитного продукта на автомобиль таким образом, чтобы соответствовал всем запросам клиента — первичный взнос, кредитная ставка, ежемесячный платеж. Гораздо меньше стало потребителей, кто покупает автомобиль без кредитных продуктов», — говорит Андрей Лапко. По данным «Максимум», доля кредитных сделок в 2023 году достигает до 80-90%.

Как рассказали РБК Петербург в автомобильном блоке банка «Открытие», вместе с ростом стоимости машин растет средний чек автокредита. Если в 2021 году средний чек по автокредиту при покупке нового автомобиля в Петербурге составлял 1,37 млн руб. (1,53 млн руб. по новым и 1,11 млн руб. по б/у авто), то в 2022 году — уже 1,49 млн руб. (1,66 млн руб. по новым и 1,37 млн руб. по б/у), а по итогам семи месяцев 2023 года 1,82 млн руб. (1,87 млн руб. по новым и 1,8 млн руб. по б/у).

«По итогам января-августа 2023 года самыми высокими оказались средние чеки автокредита при покупке «корейцев» — в среднем 2,57 млн руб. На покупку японских машин петербуржцы в среднем брали в кредит у банка 2,55 млн руб., европейских — 2,45 млн руб., китайских — 2 млн руб., отечественных — 924 тыс. руб.», — рассказали в пресс-службе «Открытие Авто».

Приверженцы «немецкой тройки»

Несмотря на богатый выбор между китайскими автомобилями и моделями «Лады», многие автолюбители по-прежнему скептически настроены к такому предложению. Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что доля покупателей в автосалонах, которые не готовы отказаться от проверенных «немцев» и «японцев», составляет порядка 5%. Дилеры считают такое поведение обоснованным. По данным Ассоциации Европейского бизнеса, в России в январе-августе 2023 года был продан 1121 автомобиль Volkswagen, 349 автомобилей Toyota, 272 Audi, 24 Lexus. Для сравнения, автомобилей Lada за этот же период было продано 206 тыс. штук.

«Люди не всегда готовы поменять свои потребительские привычки немедленно. Небольшая часть покупателей не готовы пересесть в китайские автомобили. Они эксплуатируют то, что у них есть, а потом покупают что-то свежее, но всё равно немецкое. Потому что им понятно, из чего состоит машина и где её обслуживать», — говорит Виталий Новиков. По его словам, у такого выбора есть практически-функциональная и знаково-символическая природа. И если китайские производители премиальными автомобилями, с точки зрения функциональности, могут заменить западные автобренды, то, с точки зрения символической природы, — нет.

«Они покупают что-то свежее, но всё равно немецкое. Потому что им понятно, из чего состоит машина и где её обслуживать»

При этом, по словам Евгения Вяткина, владельцы премиальных иномарок стали реже обновлять свои автомобили. «Раньше покупатели, зачастую не дожидаясь окончания гарантийного срока, обновляли свои автомобили. Сейчас, если машина уже не на гарантии, но в целом устраивает клиента, то ее не торопятся менять на новую», — говорит он. Собеседник РБК Петербург добавляет, что на новые автомобили, завезенные по параллельному импорту, дилеры дают полную двухлетнюю гарантию, аналогичную заводской и бесплатную для клиента.

Что касается автозапчастей для брендов, которые официально ушли с российского рынка, по словам собеседников РБК Петербург, их поставки на данный момент стабильны. «Абсолютно все каналы поставок запасных частей, в том числе кузовных, уже налажены из Азии, из стран СНГ, Эмиратов, Китая. Теоретически потребитель может столкнуться с проблемой, если машина начнёт ломаться и требовать какой-то серьёзной диагностики с привлечением завода-изготовителя, но это скорее исключение из правил», — говорит Евгений Вяткин.

Кто с кем конкурирует на авторынке

Директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский рассказал еще об одной тенденции на рынке, которая стала очевидна в 2023 году — торговля автомобилями с пробегом стала у дилеров полноценным направлением бизнеса наряду с продажей новых машин. По его словам, на рынке есть конкуренция между новыми китайскими автомобилями и подержанными корейскими или европейскими в гарантийном периоде от 1 до 3 лет.

По мнению Виталия Новикова, вторичный рынок иномарок имеет преимущества перед новыми китайскими и российскими автомобилями. «Если человек не относится к новаторам и у него есть выбор между новым китайским за 9 млн руб. и «бэушным» немецким за 8 млн руб., то я считаю, выбор упадёт на последний вариант», — говорит он. По его мнению, реальная конкуренция есть между вторичным рынком и новыми машинами «АВТОВаза» и массовыми китайскими автомобилями. Например, между KIA 2018 года и новой Lada.

Торговля автомобилями с пробегом в 2023 году стала у дилеров полноценным направлением бизнеса наряду с продажей новых машин

Евгений Вяткин говорит, что рынок перестал быть дефицитным и конкуренция на нём сложилась, по его словам, «докризисная и серьезная». «Сейчас покупатель с любым бюджетом до 2-3-4 млн руб. может рассматривать по 5-7 автомобилей, которые будут отличаться по характеристикам и условиям гарантии. Перетерпев дефицитный год, рынок снова стал «рынком клиента, а не продавца», — говорит он.

Китайские бренды будут лидировать

«Однозначно можно сказать, что китайские бренды будут лидировать на российском рынке: основные бренды уже присутствуют, часть — зайдет на рынок до конца года. Также переломным моментом будет развитие локального производства китайских марок на освободившихся производственных мощностях», — говорит Александр Шапринский. Примеры уже есть — производство автомобилей «Москвич» или начало выпуска автомобилей Lada на бывшем заводе Nissan в партнерстве с китайскими концернами. По мнению Шапринского, это значительно ускорит процесс доставки автомобилей и запасных частей, а также даст возможность нарастить продажи на территории страны.

Переломным моментом будет развитие локального производства китайских марок на освободившихся производственных мощностях

Эксперт отмечает, что у бренда Lada есть большой потенциал в части производства автомобилей на трех сборочных площадках: в Тольятти, Ижевске и Санкт-Петербурге. «Благодаря крупноузловой сборке в Петербурге автомобили Lada имеют конкурентное преимущество перед китайскими брендами: они станут более доступны, как по цене, так и по логистике, не говоря уже о поставке запасных частей и выполнении в полном объеме гарантийных обязательств», — полагает он.

Выбор на разный бюджет

Изучив предложения дилеров и частников, РБК Петербург предлагает к сравнению примеры автомобилей, которые доступны покупателям с разным бюджетом. Цена на новые автомобили представлена в базовой комплектации.

«Люди готовы рисковать»: какие авто предлагают дилеры и сколько они стоят

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 17 мая
EUR ЦБ: 98,9 (+0,07)
Инвестиции, 16:38
Курс доллара на 17 мая
USD ЦБ: 90,92 (-0,33)
Инвестиции, 16:38
Памфилова назвала жалобу на логотип выборов параноидальными измышлениями Политика, 21:52
Пушилин сообщил, что ВСУ впервые ударили по ДНР бомбами GLSDB Политика, 21:47
NYT узнала о приближении НАТО к решению об отправке войск на Украину Политика, 21:40
Новый тренер «Спартака» заявил о готовности к большому давлению Спорт, 21:37
Парламент Молдавии назначил выборы президента и референдум на один день Политика, 21:24
Активисты попытались сорвать собрание акционеров Lloyds Bank Инвестиции, 21:24
США назвали положение ВСУ «невероятно отчаянным» Политика, 21:21
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минобороны показало кадры уничтожения морских дронов ВСУ Политика, 21:02
Выставку-форум «Россия» посетили 13 млн человек Общество, 20:58
Карпин вызвал в сборную вратаря, оставившего «Спартак» без финала Кубка Спорт, 20:51
Комитет Думы предложил отклонить проект об отсрочке для многодетных отцов Политика, 20:46
В Думе объяснили задержку с созданием ведомства по миграционной политике Политика, 20:36
Париж обвинил Азербайджан во вмешательстве в дела островов в Тихом океане Политика, 20:31
Медведев назвал поездку Зеленского в Харьков прощальным визитом Политика, 20:28