Рекордный дефицит: чем Петербург закроет брешь в бюджете
Депутаты и чиновники Петербурга приступили к планированию городского бюджета на 2019 год. На первом же заседании Смольный признал, что бюджет Петербурга формируется на фоне «беспрецедентной неопределенности». Как рассказал председатель комитета по финансам Петербурга Алексей Корабельников, в 2019 году город потеряет порядка 27 млрд руб. доходов из-за налоговых изменений на федеральном и региональном уровнях. Проблема характерна для всех регионов, однако у Петербурга есть свои особенности — город хуже других субъектов справляется с оптимизацией расходов, рассказали собеседники РБК Петербург. «Ясно, что делать — меньше тратить!» — отмечали они в комментариях редакции.
О том, какие у города есть варианты действий для восполнения бюджетного дефицита — в подборке мнений федеральных и петербургских экспертов.
Траты на бюрократию и субсидии
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:
«Расходы петербургского бюджета растут непропорционально доходам. По итогам первого полугодия 2018 года расходы выросли на 10%, а доходы — всего на 6%. При этом расходы по некоторым отраслям выросли больше, чем в других регионах. Например, на общегосударственные вопросы, то есть бюрократические, было потрачено на 45% больше средств. На национальную экономику (транспорт, поддержка отраслей, дорожное хозяйство) за это время потратили на 3% больше, чем в прошлом году. Рост расходов ЖКХ составил 12% — и это при том, что в целом по стране расходы на коммунальные услуги сокращались.
Расходы на благоустройство выросли в 3,6 раза, видимо, из-за проведения чемпионата мира по футболу. Расходы на здравоохранение выросли на 18%. Обслуживание государственного (муниципального) долга значительно выросло. Если в первом полугодии 2017 года на это было потрачено 245 млн руб., то в 2018 — 1,1 млрд руб.
Возможно, увеличивая расходы, Смольный надеялся на то, что доходы бюджета будут расти быстрее. Но в итоге доход от налога на прибыль вырос только на 1% (у всех остальных субъектов — на уровне 9%). Доход от НДФЛ вырос на 17%, но это связано с повышением зарплат бюджетникам перед выборами.
Очевидно также, что власти плохо работают со взиманием налога на имущество — доходы по этой статье выросли только на 6%, тогда как в Москве — на 11%. К тому же, за это время сократились и федеральные поступления и безвозмездные поступления от других источников.
В результате за январь—июнь профицит бюджета Петербурга составил 2,2 млрд руб. Для сравнения, в Москве он был на уровне 170 млрд руб. Обычно первое полугодие регионы заканчивают с профицитом, потому что основные траты бюджета приходятся на декабрь. Поэтому к концу года следует ожидать дефицит бюджета Петербурга».
Ирина Иванова, депутат Законодательного Собрания, член бюджетно-финансового комитета:
«Пока несколько факторов говорят о том, что расходы городского бюджета будут расти. Например, налоговая служба заявила, что у них нет оснований ожидать увеличения доходов от сборов налога на прибыль. Собираемость налога на прибыль в 2019 году они установили на уровне 96% от 2018 года. К тому же, повышение ставки НДС на 2% приведет к росту коммунальных платежей и, соответственно, росту субсидий горожанам, которые выделяет бюджет.
Правда, точные суммы доходов и расходов бюджета, а соответственно, и дефицита до сих пор не известны. Насколько я понимаю, итоговый объем дефицита бюджета будет зависеть, во-первых, от того, какие приоритеты мы поставим по национальным программам, заявленным президентом. Во-вторых, от тарифов на коммунальные услуги и влияния их на бюджет. Поскольку мы не знаем ни тарифов на тепло (а это основное звено), ни объем субсидирования на следующий год, то только осенью станет известно, какие будут расходы и как правительство планирует справляться с дефицитом.
Есть несколько вариантов восполнения дефицита. Первый — сокращение расходов. Очевидно, что бюджетные субсидии по каким-то программам будут сокращаться. Но пока чиновники не установили приоритеты в национальных программах, не известно, на какие цели мы потратим минимальные суммы, а на какие — максимальные.
Второй вариант (который даже обсуждался на чтениях) — введение туристического сбора в размере 1-2% от стоимости проживания. Я думаю, что эта идея будет реализована. Но денежные средства от туристического сбора не смогут восполнить дефицит.
Третий вариант — увеличение поступлений в бюджет. А увеличить их можно либо за счет эффективной сдачи в аренду госимущества, либо за счет налогов. Но председатель комитета имущественных отношений Михаил Мокрецов заявил, что арендаторы городской недвижимости задолжали 16 млрд руб. Сумасшедшая сумма! И в 2019 году планируется вернуть только 14% от этой задолженности! Остается наиболее очевидный вариант, — повысить налоги. Впрочем, пока у правительства города планов на увеличение налоговой нагрузки нет, кроме введения туристического сбора.
По прогнозам налоговой инспекции, в 2018 году в бюджет по налогам на имущество совокупно поступит 54,9 млрд. руб, однако в 2019 году эти поступления ожидаются в меньшем размере, 44,8 млрд. В том числе и за счет освобождения организаций от налога на движимое имущество.
Законодательство позволяет нам увеличить ставку налога на коммерческую недвижимость (торговые центры и т.д.) до 2%. По действующему городскому закону такая ставка будет применяться только с 2023 года. Но данный вопрос еще не обсуждается. И для оценки последствий от увеличения этого налога требуется серьезное исследование и обсуждение в специальной рабочей группе. Мы уже обсуждали с правительством, что реальные доходы населения и так падают. А в случае повышения налогов получится, что за все заплатит население — и реальные доходы упадут еще больше.
Хотелось бы добавить, что бюджетные слушания впервые за многие годы пройдут без докладов основных комитетов и рассмотрения проекта Адресной инвестиционной программы. Полной картины бюджета города по доходам и, самое главное, по расходам не получится, и мы не сможем оценить перспективы развития города и городской инфраструктуры. Когда прозрачность бюджетного процесса снижается, ухудшается и результат.
Лоббизм и выпуск облигаций
Владимир Климанов, эксперт по направлению «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок:
«Есть опасность, что дефицит бюджета многих регионов в 2019-2020 гг. будет увеличиваться. Из-за повышения ставки НДС на 2% региональные бюджеты почувствуют сокращение доходов от налога на прибыль и НДФЛ. Ведь повышение НДС неминуемо ведет к удорожанию себестоимости, а это, в свою очередь, отразится на доходной базе бюджета.
Есть два способа компенсировать дефицит бюджета: уменьшить расходы и увеличить доходы. Сокращение расходов — это всегда сложный и политический ответственный процесс. Здесь можно прибегнуть к оптимизации бюджета. Например, несколько лет назад Москва применила укрупнение бюджетных учреждений с ликвидацией расходов на персонал. Это был резкий шаг, но он оказался эффективным.
Что касается увеличения доходов, то администрации регионов могут прибегнуть к разным методам. По моему мнению, для Петербурга выходом может стать перерегистрация крупных компаний. Петербург может привлечь новых резидентов при помощи лоббистских усилий руководства города. Мне кажется, с завершением строительства «Лахта-Центра» у города возникнут новые перспективы для привлечения компаний. Кроме того, город может получить субсидии в рамках межбюджетного трансферта.
Город также может поработать с налоговой базой. Город может увеличить налог на имущество организаций, физлиц, земельный налог. Но я думаю, что увеличение всех этих налогов не спасет положение. В структуре доходов бюджета они не так значительны, как НДФЛ или налог на прибыль.
Еще один метод — выпуск облигаций. Здесь у Петербурга большой потенциал, поскольку город начал выпуск облигаций только в прошлом году (после пятилетнего перерыва). Но этим инструментом надо пользоваться осторожно, ведь как при любом долге, нужно адекватно оценить возможность выплаты. В принципе, сейчас удобное время для размещения облигаций. Например, портфельные инвесторы готовы покупать низкорискованные ценные бумаги правительства Москвы, чтобы в целом повысить рейтинг кредитного портфеля. Я думаю, Петербурга также будет привлекательным заёмщиком».
Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания Петербурга:
«Растущий дефицит — это свидетельство неблагополучной ситуации в стране и, наверное, не очень умелого руководства. В первую очередь, нужно смотреть, насколько эффективны нынешние расходы.
Приведу пример. На днях правительство Петербурга объявило конкурс на проектирование продолжения первой линии метро на Юго-Западе за 39,5 млн руб. А ведь раньше город уже проводил подобный конкурс и заказывал проектирование линии до Пулково. Работы были оценены в 50 млн руб. Деньги уже потрачены, а сейчас проводят новый конкурс. Конечно, на фоне общего бюджета 50 млн руб. — небольшая сумма, но это же не единичный случай.
Восполнить дефицит можно двумя способами: либо что-то сократить, либо взять откуда-то дополнительные деньги. В правительстве сейчас обсуждают введение туристического сбора. Я не уверен, что это стоит делать и что эта мера кардинально исправит положение. Честно говоря, у меня на сегодня нет идей, как увеличить доходы города. Логичнее начать контролировать управление и расходы. Ключ к уменьшению дефицита — это лучшее администрирование, не допущение подобных историй с «лишними» 50 млн руб.».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.