В Петербурге вводят «экспериментальный режим» на общественном транспорте
Правительство РФ выпустило постановление № 1006 о введении экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотных трамваев в Санкт-Петербурге и Москве. Инициатором выступило Минэкономразвития.
Экспериментом, который будет продолжаться три года, предусматривается эксплуатация беспилотных трамваев в городской среде, специальные программы подготовки водителей-испытателей и операторов, регулярное техническое обслуживание, диагностика в режиме реального времени, различные меры по обеспечению безопасности движения.
«Ключевое условие, которое мы ставим перед участниками — это безопасность проведения эксперимента», — отметил заместитель министра экономического развития России Максим Колесников. Поэтому на первом этапе выход беспилотных трамваев на маршрут будет обязательно сопровождаться водителем-испытателем, подчеркнул он (цитата по ТАСС). Далее трамваи будут перевозить пассажиров полностью автономно, а операторы будут осуществлять мониторинг их движения.
Программа ЭПР предусматривает, что в рамках первого этапа эксперимента общий пробег трамваев должен составить не менее 3 тыс. км или 150 часов эксплуатации. Для Петербурга (в отличие от Москвы) это условие не актуально, поскольку в городе уже два года по нескольким регулярным маршрутам ездят трамваи, оснащенные системой активной помощи водителю Cognitive Tram Pilot, разработанной компанией Cognitive Pilot («дочкой» Сбера и Cognitive Technologies).
По данным Горэлектротранса, пробег всех умных трамваев за всё время эксплуатации в Петербурге составил более 10,5 млн км. С 2022 года все новые трамваи, поставляемые в город в рамках программы обновления подвижного состава городского электротранспорта, оснащены системой Cognitive Tram Pilot. «Что касается выпуска их на линии, то для этого каждый маршрут необходимо оцифровать, настроить систему, так что запускаем на линии новые трамваи по мере готовности инфраструктуры», — сообщил РБК Петербург председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев. На данный момент умные трамваи ежедневно перевозят в Санкт-Петербурге более 60 тыс. человек. По планам Cognitive Pilot и «Горэлектротранс», полностью беспилотные трамваи в Санкт-Петербурге появятся к 2026 — 2027 годам.
Тестовая эксплуатация такого трамвая состоялась в Петербурге 14 июня в формате первого в мире соревнования между полностью беспилотным трамваем с автопилотом на основе искусственного интеллекта Cognitive Tram Pilot и 18 сильнейшими водителями трамваев города. По совокупности набранных баллов, робот-трамвай оказался в топ-5 асов водительского мастерства, обогнав живых водителей по выбору скоростного режима и плавности хода.
«На данный момент Петербург — единственный город в мире, где построена система эксплуатации беспилотных трамваев в обычном режиме функционирования общественного транспорта, — утверждает генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова. — Например, в Шанхае беспилотные трамваи с нашей системой ездят по специальным эстакадам, не пересекаясь с другим транспортом и пешеходами. Управлять таким транспортом гораздо проще, чем в Петербурге».
Главным смыслом введения ЭПР Ольга Ускова называет формулирование (совместной работой Cognitive Pilot и «Горэлектротранса») и официальное, на уровне правительства РФ, утверждение по итогам эксперимента в Петербурге общероссийских стандартов применения беспилотных систем на городском пассажирском транспорте (Москва сильно отстает — там еще не введено регулярное движение беспилотных трамваев). Эти стандарты позволят начать массовое внедрение беспилотных систем управления городским пассажирским транспортом на всей территории РФ. «Также мы рассчитываем, что данная инициатива Минэкономразвития ускорит создание в Петербурге полигона, крайне необходимого для отработки новых беспилотных систем управления транспортом. С городом мы этот вопрос согласовали, но нужно согласие федерального правительства», — заявила Ольга Ускова.
Система Cognitive Tram Pilot является первой в мире промышленной системой автопилотирования городским трамваем на основе ИИ. Она была разработана в 2017 году, прошла тестирование в Москве с 2018 по 2021 год и в Санкт-Петербурге с 2019 — 2022 года. Опыт ее разработки был использован в городских трамваях Шанхая (2020 — 2021 гг.) в совместном проекте Cognitive Pilot с одним из ведущих операторов транспортной инфраструктуры Китая компанией FITSCO.
По данным Комитета по транспорту Петербурга, в 2023 году город закупил 105 трамваев с системой Cognitive Tram Pilot, до конца 2024 года появится еще 309, а до конца 2028 года планируется приобрести 596 «умных» трамваев.