«ФНС может разозлиться»: Петербург торопится с принятием нового закона
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал закон, предоставляющий компаниям из ряда отраслей налоговые льготы за счет городского бюджета. Депутаты Законодательного собрания (ЗакС) Северной столицы одобрили документ накануне, 28 апреля. Согласно новом закону, в 2022 году полностью освобождаются от уплаты земельного налога и налогов на имущество Морской пассажирский порт, гостиницы, санатории и конгрессно-выставочные компании.
Также для этих участников туристической отрасли и организаций в сфере научных исследований и разработок, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), устанавливаются минимальные ставки в размере 3% (если объектом налогообложения являются доходы) и 5% (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов). По данным представителя губернатора в парламенте Константина Сухенко, выпадающие доходы города составят около 970 млн рублей.
Некоторые депутаты обратили внимание на спешку с принятием закона, однако игроки рынка уверены, что далее тянуть с ним было нельзя — гостиницам срочно надо перечислять первый авансовый платеж по налогу на имущество.
Кризисные льготы
Преференции отельному бизнесу вызвали оживленную дискуссию. В ходе обсуждения законопроекта в ЗакСе звучали аргументы как за, так и против предоставления льгот отельерам. Депутат Алексей Макаров обратил внимание на то, что владельцами целого ряда отелей являются компании из «недружественных» стран, которые при этом якобы устанавливают весьма высокие цены на гостиничные номера (порядка 20 тыс. рублей за ночь) и низкие зарплаты своим петербургским сотрудникам (почти в 2 раза ниже среднегородской и даже в 1,5 раза — ниже медианной). «Мне думается, что предоставлять налоговые льготы из бюджета Санкт-Петербурга подобным компаниям чрезвычайно неправильно», — заявил депутат. Это было бы терпимо, если бы это были льготы по малоконтролируемым налогам (на прибыль, НДС или НДФЛ), но предусмотрено снижение налогов на имущество и землю, «от которых очень сложно уйти», добавил он.
Депутат Макаров обратил внимание на то, что владельцами ряда отелей являются компании из «недружественных» стран, которые при этом якобы устанавливают весьма высокие цены
Депутат Александр Рассудов придерживается прямо противоположного мнения. «Мне кажется, что … мы могли бы быть и более щедры, — считает депутат. — Мне кажется, что снижение ставки по УСН до 3%, наверно, не очень достаточное и можно было бы закрепить ставку в 1%, так как точка безубыточности отелей в 35% загрузки номерного фонда в среднем по году вряд ли будет достигнута, как мне объяснили многие отельеры. Это значит, что в ряде случаев гостиницы уйдут в убыток — и в таких условиях налог в 3% с оборота еще больше увеличивает их убыток». Аргументы отельеров его убеждают: «Всем понятно, что гостей из Азии мы еще долго не увидим по одним причинам, а гостей из Европы и других «недружественных» государств мы не увидим по другим причинам. Хотя бы потому, что для нас перестал работать Booking.com, а наши отечественные площадки могут работать исключительно с внутренним туризмом и с отечественным потребителем». Это значит, резюмирует Александр Рассудов, что гостиничная сфера Петербурга не только не будет развиваться, но у нее не будет денег даже на реновирование, ремонт того номерного фонда, которым он располагает.
Также он считает не совсем справедливым и разумным выведение из-под льгот гостиничной инфраструктуры — ресторанов при гостиницах, спа, транспорта, обслуживающего туристов. «Это не такие большие деньги для бюджета, но это дополнительные издержки для гостиничного бизнеса», — считает депутат, отмечая, что «переборщить с отельными льготами невозможно, поскольку каждый оставленный в их обороте рубль вернется в бюджет, зачастую сторицей — через НДФЛ и налог на прибыль, учитывая, что экономический мультипликатор в туризме равен 4 или даже 5». А самое главное — будут сохранены рабочие места в ситуации, когда безработица в городе и так будет достаточно большой. В связи с этим депутат Ирина Иванова подчеркнула, что в туристической сфере Петербурга обычно занято порядка 400 тыс. человек, а в высокий сезон — даже 500 тыс.
«Это не такие большие деньги для бюджета, но это дополнительные издержки для гостиничного бизнеса», — считает депутат Рассудов
Сохранять и развивать
В то же время депутат Александр Шишлов посетовал на форсированную процедуру рассмотрения законопроекта: «Нам снова предлагают принимать закон фактически с голоса без возможности предварительного профессионального детального анализа. Мотивация поддержки бизнеса понятна, но остается непонятным, какие конкретные позитивные результаты прогнозируются. Мы услышали лишь качественные рассуждения, не подтвержденные расчетами. Возможно, они и есть, но мы их не видим. Также не совсем понятен выбор областей деятельности в туристической сфере — например, почему морской транспорт упомянут, а о речном транспорте не говорится. Мы не видим пакета системных, комплексных мер».
Последнее замечание Александра Шишлова вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова считает самым важным из всех комментариев депутатов. «Нам действительно нужен целый пакет комплексных, системных мер, направленных не только на сохранение, но и на развитие гостиничного бизнеса, — говорит она. — Мы очень в этом нуждаемся в наступившей после 24 февраля новой реальности. Совершенно необходимо продумать все вопросы развития внутреннего туризма, в том числе, в Санкт-Петербурге, с учетом того, что у нас не будет иностранцев и будет только внутренний туризм». В связи с этим эксперт считает важным в нынешней ситуации бойкота мировых гостиничных брендов создавать свои — вместо мировых, используемых сейчас для управления гостиницами в России.
«Нам снова предлагают принимать закон фактически с голоса без возможности предварительного профессионального детального анализа», — депутат Шишлов
Тамара Буйлова отвергает утверждение Алексея Макарова, что выгоду от законопроекта получат иностранные владельцы отелей. Она отмечает, что льготы на имущество и землю получают не гостиничные компании-операторы, а владельцы земельных участков и зданий, в которых размещаются отели, а вся эта недвижимость в конечном итоге принадлежит российским гражданам (либо напрямую, либо как учредителям юрлиц, даже зарегистрированных за границей). Эксперт подчеркивает, что льгота по недвижимости очень важна для крупных петербургских отелей. Малый отельный бизнес, работающий по УСН, налоги на недвижимость не платит — и для него Смольный предусмотрел льготы по УСН.
Аргументы и замечания Александра Рассудова она считает вполне точными и корректными — за одним исключением. Справедливости ради она отмечает, что, по налоговому законодательству, если компания ушла в убыток, что весьма вероятно для многих петербургских отелей, то она платит 1% с оборота, так что ставка 3% по УСН к таким компаниям применяться не будет и, соответственно, не увеличит их убытки.
«Мы очень в этом нуждаемся в наступившей после 24 февраля новой реальности. Совершенно необходимо продумать все вопросы развития внутреннего туризма с учетом того, что у нас не будет иностранцев»
Что касается претензии Александра Шишлова к форсированной процедуре принятия законопроекта, то Тамара Буйлова отметила, что это обычная чиновничья практика все делать в последний момент. А последний момент действительно наступил 28 апреля, когда гостиницам надо перечислять первый авансовый платеж по налогу на имущество. «Если его сейчас не заплатить, в ожидании вступления в силу настоящего закона, то налоговая служба может разозлиться с вытекающими из этого последствиями для бизнеса», — пояснила Тамара Буйлова.