Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

«Будет сложнее»: глава комитета Смольного — о промышленности в Петербурге

Глава КППиТ Александр Ситов
Глава КППиТ Александр Ситов (Фото: пресс-служба комитета)

В начале 2025 года промышленность Санкт-Петербурга замедлила рост по сравнению с прошлогодними рекордными показателями. Индекс промышленного производства в городе в январе вырос на 2,8% по сравнению с 10,9% в декабре и 8,2% в январе прошлого года, следует из данных Петростата.

О перспективах важнейшего сегмента городской экономики РБК Петербург поговорил с врио председателя городского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александром Ситовым.

— В 2024 году запустились две новые площадки особой экономической зоны (ОЭЗ) «Санкт-Петербург»: Шушары и Парнас. Какие прогнозы по заполнению инвесторами этих площадок?

— Площадка «Парнас» уже заполнена, есть заявки на всю территорию. Формально свободным там остался всего один гектар. За два ближайших года «Парнас» начнет работать почти в полном объеме. Один из самых крупных участков там занимает завод по производству арматуры «Знамя труда». Потенциально там, возможно, будет новый завод АО «Балтийская промышленная компания». Общий объем инвестиций в площадку планируем объявить на Петербургском международном экономическом форуме в этом году.

Завершается этап проектирования кластера беспилотных авиационных систем на площадке «Новоорловская». Через несколько месяцев начнем стройку. Полностью готовый научно-производственный центр испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС) откроется в 2026 году. Сейчас в кластер входят уже 54 предприятия. Мы рассчитываем, что к моменту открытия количество предприятий вырастет. Хотя уже сегодня мы отмечаем, что почти треть от всех беспилотных летательных средств, которые производятся в России, выпускаются в Петербурге.

Также мы подали заявку на третью зону. Это наш IT-парк рядом с метро Дыбенко. Зона небольшая, в первой части застройки это будет около 10 гектаров, в общей сложности — не будет превышать 20 гектаров. Но город планирует размещать там максимально наукоемкие производства. Идея заключается в нескольких высоких зданиях, в которых на разных этажах будут располагаться различные опытные производства и производства мелкосерийного типа. Это будет высокотехнологичный технопарк.

— Не лучшая ли это площадка для разработок в области микроэлектроники? Сейчас это же одна из самых востребованных областей.

— Пока мы ведем только предварительные переговоры. Планы есть, инвесторы присматриваются к открытию площадки. Сейчас в городе, к сожалению, производства микроэлектроники в части микрочипов нет.

— Как бы вы оценили расстановку сил в автомобильном кластере Петербурга? Не так давно мы были одной из автомобильных столиц России, а сейчас ситуация с некоторыми заводами не проясняется уже больше года.

— Мы видим бурный рост автомобильного производства. Понятно, что он связан с той низкой базой, которая возникла несколько лет назад. Сейчас рост, естественно, один из мощнейших, если смотреть в процентном соотношении, но рынок еще не насыщен. Идет перезапуск производств, автокластер Петербурга развивается. Заводы работают, пусть пока и не на своей пиковой мощности, но они постепенно набирают обороты. Петербург останется одним из основных регионов РФ по выпуску продукции как готовых автомобилей, так и продукции смежных поставщиков автокомпонентов. В период от 1 до 3 лет заводы вернутся на пиковые мощности.

— По поводу автокомпонентов: в 2024 году участники рынка рассказывали, что после 2022 года и введения санкций около 40−50% производителей автокомпонентов в Петербурге и Ленобласти или свернули деятельность, или «заморозились» до лучших времен. Планирует ли Комитет оказывать дополнительную помощь производителям автокомпонентов в таких условиях?

— Действительно, были сложности. Сейчас существующие кооперационные цепочки уже запущены, часть линеек выстроилась. Производители либо «разморозились», либо находятся в процессе трансформации под новые линейки. Под новые платформы и модели выстраивается новая автокомпонентная база. В 2025 году эту трансформация, наверное, завершится, и мы сможем говорить о каких-то долгосрочных перспективах в ряде моделей. Поэтому, отталкиваясь от нужд уже конечного автопроизводителя, мы будем помогать им выстраивать цепочки и возобновлять производство тех автокомпонентов, которые будут требоваться в актуальной цепочке кооперации.

— Нет ли подробностей по запуску производства автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota в Шушарах? И точно ли Aurus будут собирать на этом производстве?

— Пока нет никакой даты по запуску автомобиля Aurus на базе производства Toyota, такой информацией мы не обладаем. Более того, есть разные видения этого проекта. Как только он будет сформирован и готов к открытию, мы будем об этом заявлять. Возможно, это будет Aurus, возможно, что-то другое.

— Насколько на фоне санкций усложнилась ситуация для судостроительной отрасли? Удается ли справляться с вызовами?

— Санкции, как минимум, усложнили кооперационные цепочки. Сейчас судоремонтные и судостроительные предприятия Петербурга имеют достаточно высокую загрузку, которая уже рассчитана на годы вперед. К этому относимся позитивно, потому что загрузка — это важно. Это рынок сбыта, и он обеспечен. Да, где-то цепочки стали достаточно сложные в части поставок, но в целом производители судов в городе эти сложности преодолевают. На «Северной верфи» строится новый эллинг, новый плавучий док. На других верфях идет постоянное строительство и модернизация, то есть этот процесс не остановлен.

К тому же мы создаем в Петербурге судостроительный кластер в полном понимании. Хотим придать ему статус промышленного кластера, что позволит получать дополнительные меры поддержки на федеральном уровне. Планируем разработать программу взаимодействия внутри этого кластера между научными центрами, испытательными центрами и той морской наукой, которой в городе много — это и Петербургский Государственный Морской Технический Университет, и Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, и другие университеты. Здесь без Объединенной судостроительной корпорации мы не можем шагнуть вперед.

— Не только судостроение, но и многие другие предприятия работают сейчас на пике возможностей, буквально в три смены. Не боитесь, что в будущем это приведет к снижению объемов производства?

— Такой прогноз возможен. По состоянию на начало 2025 года мы не видим признаков подобного сценария. Если говорить о долгосрочном периоде, то, конечно же, и мы, и Минпромторг России готовимся к таким вызовам. Предприятия в фоновом режиме начинают думать о том, какие виды продукции могли бы дополнить их линейку в случае уменьшения основного заказа.

— При большой нагрузке предприятий помогли бы роботы. Планируется ли запуск в Петербурге производства роботов для промышленности или другие подобные разработки? Если да, то когда?

— В городе появляются предприятия, которые уже разрабатывают и запускают в серийное производство роботизированные системы и комплексы. Растет число предприятий, внедряющих роботов в производственные процессы. По экспертным оценкам в Санкт-Петербурге более 100 промышленных предприятий нуждаются в модернизации производственных линий в части установки роботизированных систем. Для ускорения процесса с этого года мы запустили новую программу льготного финансирования от нашего Фонда развития промышленности по роботизации промышленности. Планируем просубсидировать в этом году затраты предприятий на внедрение отечественных роботизированных систем.

— С какими финансовыми результатами закончился 2024 год для обрабатывающей промышленности? Выросла ли прибыль или речь идет про убытки?

— Индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности по итогам года составил более 114%, это высокий рост. У всех предприятий уникальная ситуация. Мы отмечаем, что в прошлом году объем инвестиций в обрабатывающую промышленность не упал, несмотря на все сложности.

— Это правда, в 2023-2024 годах город показал внушительный рост промышленного производства. Поделитесь прогнозами на этот год? Какие отрасли могут стать такими драйверами роста?

— Судостроение, радиоэлектроника, беспилотные системы, фармацевтическая промышленность. Но 2025 год все-таки будет чуть сложнее для роста промышленности. У нас идет перезапуск национальных проектов, поэтому мы рассчитываем на активные инвестиции, особенно в предприятия, которые производят средства труда, станки, оборудование, роботы. Роботизация тоже будет являться драйвером модернизации существующих производств.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 06:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 06:51
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00
Киев подтвердил появление неизвестных дронов у самолета Зеленского Политика, 07:57
«Суспiльне» сообщило о завершении переговоров Украины и США в Майами Политика, 07:48
Пассажиров самолета эвакуировали из-за пожара в Бразилии. Видео Общество, 07:41
Минфин решил вопрос с повышенным НДФЛ при продаже акций X5 и «Русагро» Инвестиции, 07:30
Синоптики спрогнозировали пасмурную и сухую погоду в Москве Общество, 07:29
США ударили по судну с наркотиками в Тихом океане Политика, 07:29