Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Главный архитектор Копенгагена: Нам запрещено говорить горожанам "нет"

В рамках форума «Будущий Петербург», организованного РБК, Северную столицу с лекцией посетила главный архитектор Копенгагена Тина Собю. Датский архитектор поделилась с российскими коллегами опытом решения самых сложных градостроительных проблем, а также рассказала об усилиях по созданию в датской столице комфортной среды обитания горожан.
Фото: facebook.com/tsaaby
Фото: facebook.com/tsaaby

В рамках форума "Будущий Петербург", организованного РБК, Северную столицу с лекцией посетила главный архитектор Копенгагена Тина Собю. Датский архитектор поделилась с российскими коллегами опытом решения самых сложных градостроительных проблем, а также рассказала об усилиях по созданию в датской столице комфортной среды обитания горожан.

О том, почему жители Копенгагена предпочитают велосипед, по какой причине датские чиновники не говорят «нет», и о других деталях организации городской жизни Т.Собю рассказала в своей лекции, а также в последующей беседе с корреспондентом РБК.

Как Копенгаген стал одним из самых комфортных городов мира?

Лет 20-30 лет назад Копенгаген был фактически городом-банкротом. В этот период промышленность начала уходить из города. И ту центральную часть Копенгагена, которая освобождалась, было решено развивать. Но когда мы начинали, у нас не было никакой концепции комфортной среды. Эта часть города была мертвой: люди здесь не жили, если они приезжали сюда, то только на работу.

Еще одна проблема этого района в том, что здесь был транспортный тупик - людям очень трудно было выезжать из этой части города. С тех пор мы усвоили одну важную мысль - если вы хотите делать пространство удобным для жизни, не делайте его тупиковым.

Как вам удалось избавиться от промышленности в центре?

Этот процесс был запущен в 80-90-е годы. В те времена держать промышленность в центре города стало очень дорого - гораздо дороже, чем на других территориях. Например, Carlsberg прекратил производство пива в центральном районе - они просто перевезли производство в более дешевые районы. Сейчас компания продает свою землю в центре – пытается хоть как-то покрыть затраты на переезд.

А как вы используете освобожденные территории?

Большинство таких зданий, в том числе производственные цеха, перестраиваются либо в жилые, либо в офисные здания.

Город накладывает какие-то ограничения на девелоперов?

Если владельцы хотят как-то развивать территорию и строить на ней, они могут сами создавать план, но он должен быть одобрен городскими властями. Если наши власти скажут "да, можете построить жилье и офисы", то проект начинает реализовываться, но при нашем участии. Т. е. город вступает в диалог с частным инвестором и в ходе этого диалога вырабатываются дальнейшие решения.

А в каких случаях город может отказать инвестору?

Когда мы обсуждаем какую-то новую территорию, я беру с собой городскую Стратегию, которая у нас разработана. И говорю частному владельцу: "Все, что вы построите, должно соответствовать принципам нашей Стратегии: удобству для жизни, сохранению экологии и т. д.". И поскольку у нас все эти принципы утверждены, я обязана напоминать инвестором о необходимости подчинения им.

В этом смысле стратегия - очень хороший инструмент, который позволяет добиться высокого качества планирования, потому что если общей идеи нет, они могут строить все, что угодно.

Об индивидуальной архитектуре

Одна из задач регулирования градостроительного процесса - сохранение индивидуальности города. Здесь мы сталкиваемся со сложным вопросом соотношения охранных зон и развивающихся территорий. Когда говорят об индивидуальном характере Копенгагена, обычно имеют в виду однотипные исторические пяти-шестиэтажные дома, шпили и башни, как в сказках Андерсена. Эту индивидуальность города нам бы хотелось сохранить и в будущем.

Но не только города в целом, а и отдельных его районов. Потому что свой характер есть не только у каждого города, но и у каждого района. Нам очень важно, чтобы каждый район сохранял свою индивидуальность, т. е. в «городе для всех» должно быть место для разных предпочтений.

Главный в городе - горожанин

Для нас очень важно - вытащить людей из домов на улицу, чтобы они начали жить в своем городе. Поэтому планировать развития города надо не сверху, а снизу. Наш метод городского планирования предполагает работу на трех уровнях: сначала над стратегией и политикой планирования, потом - над конкретными территориями, развитие которых мы стараемся увязать с городской Стратегий. Затем мы собираем инициативные предложения жителей и пытаемся их реализовать. Причем, вместе с ними.

Мы стараемся максимально вовлечь людей в процесс преобразования городской среды и обсуждения того, как город будет дальше развиваться. Кроме того, мы добиваемся, чтобы при реализации частных девелоперских проектов было как можно больше архитектурных конкурсов. Мы подталкиваем инвесторов и девелоперов к их проведению, потому что знаем - именно это является стимулом для реновации.

Как создается комфортная среда

Каждый год мы проводим своеобразную оценку качества городской жизни и на ее основе мы понимаем, приближаемся ли мы к своей цели. Если качество жизни не улучшается, мы обращаемся к политикам с предложениями по улучшению ситуации.

Эта оценка предполагает сбор огромного количества данных. В основном, занимаются этим студенты, которые в режиме реального времени проводят соцопросы. В 2010г., например, выяснилось, что горожанам нужно больше тихих, спокойных мест и пейзажных ландшафтов. Один из вариантов создать такое пространство - поставить скамейки не лицом друг к другу, а, например, в сторону моря. Тогда у каждого сидящего там человека перед глазами будет свое собственное пространство.

Опросы 2011г. показали, что горожане готовы больше времени проводить с детьми на детских площадках. Но они хотят, чтобы площадки были разнообразными, а не сделанными по одному шаблону. И город идет им навстречу.

А недавно мы поставили на одной из городских улиц большие ящики с землей, в которых были посажены деревья. И смотрели, как люди реагируют на присутствие деревьев. Кстати, мне во время прогулки по Петербургу этой ландшафтной составляющей не хватало.

Запретное слово «нет»

С недавнего времени людям, которые состоят в рабочей группе, занимающейся градостроительством в Копенгагене, было запрещено говорить горожанам "нет". Если к ним приходили горожане с какими-то идеями, они обязаны были ответить "Да, давайте попробуем, может, что-то получится". Если идея явно неудачная, они обязаны предложить вместе доработать ее, чтобы ее реализация не мешала остальным жителям города. Например, было предложение раскрасить краской охраняемые здания. И мы нашли компромисс – покрасили легко смываемыми красками.

Как пересадить горожан с машин на велосипеды

В борьбе за чистоту воздуха, Копенгаген делает все, чтобы стать удобным для велосипедистов и, наоборот, ограничить движение автомобилей. Помимо ограничения скорости, увеличить количество велосипедистов в городе помогает практика создания дорог, позволяющих велосипедистам максимально срезать путь. Например, для этого строятся велосипедные мосты.

В ходе прошлогоднего опроса мы поинтересовались у горожан, что побудило их пересесть на велосипеды? И большинство отвечало: так можно быстрее всего добраться до работы. Сейчас более половины жителей Копенгагена пользуются велосипедами (сама Т.Собю добирается до работы на велосипеде - прим. РБК). Есть и другие методы. Например, когда в Копенгагене выпадает снег (а происходит это не так уже и редко), то городская служба сначала чистит велосипедные дорожки, а только потом - автомобильные.

Еще один способ убедить людей пересесть на велосипеды - дать им понять, что медленное передвижение на велосипеде улучшает качество городской жизни: у людей есть больше возможностей для общения, они могут знакомиться, влюбляться или просто устанавливать визуальный контакт. Кроме того, на велосипедных дорожках происходит меньше конфликтов.

Беседовал Роман Кизыма

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Пять человек объявили в розыск после нападения на наряд полиции в КЧР Общество, 11:53
ФСБ сообщила о предотвращении теракта в Брянске Политика, 11:51
В Ульяновской области упал беспилотник Политика, 11:50
Умерла бывший тренер российской гимнастки Яны Кудрявцевой Спорт, 11:48
В Молдавии допустили, что действия Шора и его сторонников сочтут изменой Политика, 11:48
Суд рассмотрит иск Минпромторга к X5 Retail Group N.V. в закрытом режиме Инвестиции, 11:44
Здоровая эффективность: почему врач сегодня — это советник по долголетию Отрасли, 11:34
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Один из самых побеждающих тренеров в истории НХЛ вернулся в «Баффало» Спорт, 11:29
Лучшая теннисистка России заявила, что скучает по родине Спорт, 11:28
Как силовики в Молдавии встречали делегатов съезда в Москве Политика, 11:28
Меньше шума: что ищет бизнес в корпоративных коммуникациях Отрасли, 11:22
Как мировое соглашение поможет решить банкротный спор Pro, 11:21
«Ведомости» узнали о планах Arenadata привлечь на IPO до ₽5 млрд Инвестиции, 11:20
Haval привезет в Россию новый внедорожник H5. Первые фото Авто, 11:19