Новый утильсбор 2025: какие авто подорожают и куда сместится спрос
Минпромторг России отложил на один месяц введение нового механизма расчета утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили. Он вступит в силу 1 декабря в соответствии с поручением первого вице-премьера Дениса Мантурова, сообщила пресс-служба министерства 31 октября. Решение о переносе сформировано «с учетом интересов граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. после публикации проекта акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств», заявили в Минпромторге.
В настоящий момент налог считается на основании типа и объема двигателя, однако с 1 декабря коэффициент будет рассчитываться, отталкиваясь от его мощности. Нынешние льготные ставки утильсбора (для физлиц — 3,4 тыс. руб.) сохранятся только для автомобилей с мощностью двигателей до 160 л.с. Такие авто составляют большую часть рынка — около 88% от всего российского автопарка. Машины с мощностью двигателей от 160 л.с. подпадут под коммерческие тарифы. К примеру, утильсбор на автомобиль Kia Sorento (мощность двигателя 194 л.с.) с 3,4 тыс. руб. вырастет до 1,9 млн руб. (на 57841%).
РБК Петербург пообщался с экспертами рынка и дилерами, чтобы узнать, какие изменения ждут автомобильный рынок Северной столицы на горизонте ближайших нескольких лет.
Генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор KYC Auto) Нонна Шалина:
Пересмотр расчета утильсбора для авто мощностью выше 160 л.с. в перспективе приведет к старению автопарка. Он станет маломощным, потому что все будут стараться привезти более слабые автомобили или как-то скрыть их характеристики.
На сегодняшний день сегмент авто мощностью выше 160 л.с. затрагивает не основную массу автомобилей, которые продаются в России. При общем падении авторынка — по разным оценкам, на 30-40% в этом году — дополнительные 10% автомобилей, которые не привезут и не купят из-за нового утильсбора, особой роли не играют.
Из-за продолжающейся «аховой», мягко выражаясь, денежно-кредитной политики автодилеры, как бы они не изгалялись, вынуждены постоянно идти на повышение цен. Пока ключевая ставка не будет порядка 10-12%, никакой «реанимации» по объему реализации новых авто не будет. Из-за закредитованности раньше покупали б/у автомобили, которые были достаточно дешевые. Сейчас и эти машины стали дорогими. Соответственно, и рынок автомобилей с пробегом также будет неизбежно сокращаться.
Руководитель сектора продаж Авто.ру в Санкт-Петербурге Анатолий Орленко:
Для значительной части моделей, которые официально представлены на российском рынке, это (изменение схемы расчета утильсбора — РБК) не будет иметь значения, так как они оснащены моторами до 160 л. с. Ставка возрастет как для машин, ввозимых физическими лицами для личного пользования, так и для моделей, которые уже сейчас импортируют по схемам для юридических лиц, если их мощность выше установленного рубежа.
Для большинства покупателей авто из-за рубежа новые правила, скорее всего, окажутся заградительными. Это приведет к еще одной волне перетока спроса от параллельного импорта в пользу официальных дилеров. Покупателей мощных и премиальных автомобилей, не представленных официально, ожидает значительный рост конечной стоимости автомобиля, а тем, кто хотел заказать популярные корейские, японские и некоторые китайские модели, стоит готовиться к поиску альтернатив на внутреннем рынке.
Член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов:
Народ будет ориентироваться на автомобили мощностью до 160 л.с. и покупать новые авто будет чаще у дилеров, чем с пробегом. Б/у автомобили, которые сейчас есть на рынке, подорожают. Автомобили с мощностью двигателя выше 160 л.с. сейчас не составляют ощутимую часть рынка. Если говорить про авто, которые поставляются на российский рынок официально, у китайских производителей по марже есть достаточный запас. Они смогут не разгонять цены на тот же размер утильсбора.
То есть автомобиль, поставленный дилеру официально, не станет дороже сразу на размер этого налога. Как следствие роста ставки утильсбора, поднимется интерес к китайским и отечественным авто. Спрос больше переориентируется в пользу автомобилей, которые собираются в России, потому что у них утильсбор либо отсутствует, либо меньше, чем у иномарок.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram