Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Три человека пострадали при взрыве газа в жилом доме в Нижнем Новгороде Общество, 05:52 В США зафиксировали рекордное число новых случаев заражения COVID-19 Общество, 05:43 Instagram начал блокировать информацию о лечении гомосексуализма Общество, 05:32 Глава парламента Боливии заболела коронавирусом Общество, 04:44 Трамп подписал указ о сокращении тюремного срока своему экс-советнику Политика, 04:30 В Египте утонули 10 человек при попытке спасти ребенка в Средиземном море Общество, 04:17 Илон Маск сообщил о беседе с семьей академика Королева Технологии и медиа, 03:44 В США суд отменил первую за 17 лет смертную казнь в федеральной тюрьме Общество, 03:30 В США суд присяжных признал российского хакера Никулина виновным Общество, 03:24 Совбез ООН отклонил вторую резолюцию России о продлении гумпомощи Сирии Политика, 02:50 США объявили о 25-процентных пошлинах на товары из Франции на $1,3 млрд Экономика, 02:27 AP узнало о планах выпустить 10 тыс. заключенных в Калифорнии из-за COVID Политика, 02:18 Госдеп выразил сожаление из-за смены статуса собора Святой Софии Политика, 01:53 Мадридский «Реал» одержал пятую подряд сухую победу в чемпионате Испании Спорт, 01:21
С.-Петербург ,  
0 

Петербург изнутри: как живут городские банкроты

Эксперты полагают, что в текущем году в зоне риска будут находится несколько отдельных отраслей.
Фото: РБК
Фото: РБК

В этом году юристы не ожидают эпидемию банкротств в Петербурге. Это не означает, что местные компании нашли способ укрепить иммунитет, просто разоряющиеся фирмы пока не доросли до стадии арбитража. Специалисты говорят, что период инкубации тотальных кризисных явлений в компаниях составляет более года. Так, например, сейчас в судах еще рассматриваются дела, которые отчасти стали следствием кризиса 2008-2009 гг.

Эксперты полагают, что в текущем году в зоне риска будут находиться несколько отдельных отраслей, к примеру, металлургия и автомобильная промышленность. Кроме того, под ударом окажутся компании, которые зарабатывают не на рынке, а на государственных деньгах — зависят от госзаказов и субсидий.

РБК собрал топ-5 самых показательных и резонансных дел, которые показывают, по каким законам сейчас движутся теряющие силу компании.

Банкроты не горят

В середине января 2014г. под угрозой признания банкротом оказался топливный холдинг "Авро". Первые претензии к холдингу, объединяющему 18 АЗС в Петербурге, Ленобласти, а также Новгородской и Вологодской областях, предъявило ООО "ТЦ Восток". Требования заявителя составляли скромные 180 тыс. руб., спустя неделю долг был погашен, а заявление отозвано. На этом все могло и закончиться, но к банкротному делу топливного холдинга успели подключиться другие кредиторы, среди которых башкирская "Бал Ойл" с требованием свыше 30 млн руб.

Однако основная угроза «Авро» таится со стороны крупных банков, которые пока в дело не включились. Так, задолженность холдинга перед ЗАО Банк "Советский" составляет 107 млн руб., перед банком "Санкт–Петербург" порядка 71 млн руб. Крупнейшим кредитором "Авро" является Международный банк Санкт–Петербурга Сергея Бажанова (сумма кредита варьируется и сейчас составляет менее 1 млрд руб). Как пояснили РБК в самом банке, обязательства по договорам "Авро" выполняются, текущая задолженность снижается и причины предъявлять претензии отсутствуют.

На данный момент кредиты "Авро", по независимой оценке, обеспечены залогами на сумму свыше 2 млрд руб., в том числе – третьих лиц, в связи с чем никакие банкротства "Авро" существенно не влияют на возможность реализации залогов, подчеркнули в МБСП.

Следующее заседание по делу о банкротстве топливного холдинга "Авро" назначено на 2 апреля 2014г.

Автодилера подвели колеса

В середине января 2014 г. с иском о банкротстве столкнулся автодилер "РРТ-Моторс" Олега Барабанова. Черную метку дочерняя компания автохолдинга РРТ получила от производителя шин ООО "Нокиан шина". РРТ выступил поручителем по договору между Nokian и ООО "Автотерминал", условия договора не были выполнены, в итоге автодилер должен выплатить 46,3 млн руб. В настоящее время "РРТ" оспаривает эту задолженность в апелляционной инстанции. К иску о банкротстве автодилера уже присоединились другие небольшие компании.

Однако основные двигатели банкротных дел — банки — пока не фигурируют в материалах дела. Надо сказать, что у РРТ достаточно мощная банковская задолжность — до недавнего времени автодилер проводил активную кампанию по развитию сети автоцентров в регионах России. Сегодняшняя ситуация такова, что холдинг вынужден распродавать дилерские центры, чтобы рассчитаться с кредитами. Так, были проданы пять автоцентров GM - два в Петербурге и по одному в Вологде, Казани и Набережных Челнах, они находились в залоге у банка "Санкт-Петербург". Этими центрами с конца 2013 г. занимается компания "Р-Моторс", которой управляет бывший компаньон генерального директора "РРТ" Олега Барабанова - Андрей Ивойлов.

К кредитным сложностям присоединились клиентские претензии к автодилеру. Сейчас в судах находятся десятки дел со стороны клиентов РРТ, которые не получили свои авто. В настоящее время в Петербурге арестовано имущество "РРТ Северо-Запад", задолжавшего клиентам и поставщикам свыше 100 млн руб. Теперь порядка 50 автомобилей из трех автосалонов города могут уйти с молотка в счет погашения долга.

Пока в планах РРТ дальнейшая продажа дилерских центров по всей России: от центра Skoda в Казани до недостроенного автоцентра Skoda на Таллинском шоссе с участком в 1,9 га и двух автоцентров Hyundai в Петербурге.

Заседание по делу о банкротстве ООО "РРТ-Моторс" назначено на 4 марта 2014г.

Круиз по-русски

Начало года принесло не только новые банкротные дела, но и поставило точку в уже давних процессах. Так, в конце января 2014г. компания "Русские круизы", принадлежащее Фондсервисбанку, подконтрольному Александру Воловнику, была окончательно признана банкротом и в ее отношении открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Банкротная история компании началась весной 2013 г., когда Смольный сократил количество речных пассажирских линий в городе до одной, а вместе с тем объем субсидирования компаний-перевозчиков. В результате в мае 2013г. "Русские круизы", которое работало на маршрутах, были вынуждены подать иск о собственном банкротстве. Общая сумма долга компании превысила полмиллиарда руб., из них 509,6 млн - Фондсервисбанк, 11,6 млн - МИФНС, 2,3 млн - ЗАО "Канонерский судоремонтный завод". При этом общая стоимость имущества компании оценивается в 449,2 млн руб.

История осложняется тем, что одновременно с банкротством в городе появилась еще одна компания, полностью повторяющая название и форму организации первой, — ООО «Русские круизы». Именно они получили право перевозить гостей и участников саммита "Большой двадцатки" в 2013 году. Информация об этом содержится на сайте «Балтийской топливной компании», которая выступила поставщиком топлива для судов в этом заказе. Связь друг с другом в компаниях отрицают.

Строительный мираж

В последний день января 2014 г. банкротом был признан петербургский строительный холдинг "М-Индустрия", работавший на рынке недвижимости с 1993г. По решению арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, в компании введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Общая сумма задолженности компании составляет порядка 2,8 млрд руб., в том числе: ВТБ — 1,3 млрд руб. и ВЭБ — с 476,5 млн руб., последний был обеспечен участком во Всеволожском районе. Стоимость имущества компании будет определена в ходе конкурсного производства.

На излете прошлого года арбитражный суд признал банкротом и дочернюю компанию "М-Индустрии" — ЗАО "Строительное объединение "М-индустрия". В отношении компании также открыто конкурсное производство. Компания задолжала свыше 500 кредиторам, в совокупности, около 3,4 млрд руб. Активы компании оцениваются в 2,3 млрд руб. При этом в решении суда отмечается, что в деле есть признаки преднамеренного банкротства.

Проблемы у компании, входившей в десятку крупнейших, начались в 2009 г. Сначала строительный холдинг начал допускать технические дефолты по облигационным выплатам, появились просрочки по выплате кредитов, потом возникли проблемы со строительством объектов. Самая нашумевшая стройка — ЖК "Поэма у трех озер", финальная сдача которого произошла лишь в апреле 2012 г. Часть объектов холдинг продал. Первые попытки обанкротить компанию начались в 2009г., но серьезный иск поступил летом 2010г., он завершился признанием строительного холдинга банкротом.

Попытка номер два

В начале 2014 г. в деле о банкротстве старейшего петербургского водочного завода ЗАО "Ливиз", расположенного на Синопской набережной, появились новые надежды на завершение. Конкурсный управляющий ЗАО "Ливиз" Сергей Попов обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения между должником и конкурсными кредиторами. Решение по нему еще не вынесено.

Банкротная эпопея петербургского производителя водки началась в 2008г., когда компания подала иск о собственном банкротстве, и тянется уже шестой год. Крупнейшими кредиторами являлись Федеральная налоговая служба, в 2013г. ее заменило ООО "Норфолк", погасивший долг компании в 400 млн руб. перед государством, и ООО "Русский стандарт Водка", принадлежащее Рустаму Тарико.

Процедура банкротства при этом не затронула ООО "Ливиз", созданное в 2005 г. для второй производственной площадки бренда в Красном Селе. В 2007 г., незадолго до банкротства ЗАО "Ливиз", Александр Сабадаш, владевший на тот момент обеими компаниями "Ливиза", продал ООО зарегистрированной в США корпорации Maxxim Distribution Inc.

В 2012г. "Русский стандарт" пытался оспорить сделку по продаже ООО "Ливиз", однако компания Р.Тарико не преуспела в этом, а в 2013г. даже переуступила ООО "Ливиз" право на требование долга к ЗАО. В апреле 2013г."Ливиз" уже пытался заключить мировое соглашение с кредиторами, но оно было отменено по жалобе коллекторского агентства "Охранное предприятие "ЧИВ", выкупившего у одного из миноритарных кредиторов долг в размере 3 млн руб.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:

Денис Ткач, адвокат, руководитель проектов адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург»:

"Есть множество примеров, когда для должников введение процедуры банкротства совершенно не означает конец бизнеса – такие фирмы существуют в процедуре банкротства многие годы, пользуясь всеми преимуществами, которые дает законодательство о банкротстве: мораторием на начисление процентов; невозможностью принудительного исполнения требований кредиторов, образовавшихся до возбуждения дела о банкротстве; возможностью оспорить невыгодные сделки.

Иногда процедура банкротства дает пространство для переговоров о реструктуризации задолженности или заключении мирового соглашения на выгодных для должника условиях.

Удастся или нет достичь планируемого результата процедуры банкротства, зависит от того, насколько подготовленным и продуманным будет решение о применении этого сложного и требующего комплексного подхода инструмента".

Ольга Зарубина