Крупнейшие банки вышли на охоту за продвинутыми клиентами
Крупнейшие игроки рынка розничных банковских услуг активизировались в сегменте обслуживания состоятельных клиентов. В частности, Северо-Западный банк Сбербанка России к началу 2014 года сумел перевести в специальный формат обслуживания «Сбербанк Премьер» более 30 тыс. клиентов. Владельцами премиальных пакетов услуг ВТБ24 - «Привилегия» и «Приоритет» - в Петербурге стали 15 тыс. человек. При этом старший вице-президент ВТБ24, управляющий петербургским филиалом ВТБ24 Михаил Иоффе называет наращивание позиций в сегменте обслуживания состоятельных клиентов «ключевым направлением развития банка на петербургском рынке».
По словам Иоффе, в перспективе трех лет ВТБ24 планирует довести число состоятельных клиентов, пользующихся премиальными сервисами, до 100 тыс. человек. Специально для этой клиентской аудитории 2014 году ВТБ24 откроет два отделения, в дополнение к офисам, которые уже сейчас оборудованы специальными переговорными и отдельными зонами обслуживания.
«Сбербанк выделил обслуживание клиентов высокодоходного сегмента в отдельный формат три года назад», – напоминает председатель Северо-Западного банка Сбербанка Дмитрий Курдюков. В настоящий момент обслуживание клиентов категории «выше среднего» осуществляют более 170 выделенных зон «Сбербанк Премьер». Это на 30% больше, чем в начале прошлого года.
Стать пользователем «Сбербанк Премьер» могут клиенты, чьи остатки по вкладам/карточным счетам превышают 700 тыс. рублей на территории Петербурга и 400 тыс. рублей - для всех остальных регионов обслуживания Северо-Западного Сбербанка.
Стоимость пакета «Привилегия» от ВТБ24 — 30 тыс. рублей, «Приоритет» - 10 тыс. рублей. По данным РБК, в ближайшем будущем банк планирует ввести единый пакет премиального обслуживания. При этом, по словам Михаила Иоффе, ВТБ24 будет бесплатно предлагать премиальное обслуживание клиентам, получившим в банке значительный кредит, а также крупным вкладчикам. По окончании «тестового периода» клиент получит право выбора — остаться в рамках премиального обслуживания или нет.
Интерес банков к специальным форматам обслуживания состоятельных клиентов, не дотягивающим до уровня private banking, обусловлен несколькими факторами.
Во-первых, в условиях сокращения процентной маржи банки стараются компенсировать часть потерь за счет увеличения объема комиссионных операций. Премиальные форматы обслуживания подразумевают множество дополнительных услуг, которые могут оплачиваться дополнительно либо упаковываться в единый пакет, подразумевающий абонентскую плату.
Во-вторых, в условиях замедления роста рынка и усиления конкуренции банки вынуждены предпринимать действия для удержания наиболее продвинутой части своей клиентуры, заинтересованной в использовании широкого набора финансовых инструментов. Прослойка клиентов «выше среднего» генерирует значительную часть дохода банка — держит существенные остатки на счетах, получает крупные кредиты — ипотечные, автомобильные, потребительские, активно пользуется кредитными картами (при хорошей платежной дисциплине), платежными сервисами в удаленных каналах обслуживания и т. п. Подобные клиенты ожидают к себе более внимательного отношения в сравнении с массовым сегментом, они более требовательными к уровню банковского сервиса.
Борис Федоров