Правительство Ленобласти делает ставку на инновационные промышленные кластеры
Правительство Ленинградской области одобрило проект областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года". Сама Концепция была разработана фондом "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", который получил этот заказ по конкурсу в сентябре 2012 года. Представил этот документ на сегодняшнем заседании вице-губернатор Дмитрий Ялов.
Ленобласти предлагается отказаться от традиционной специализированной экономики и взять курс на развитие инновационной диверсифицированной экономики, что, впрочем, руководством страны давно объявлено стратегическим приоритетом.
Согласно Концепции, основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленобласти на долгосрочную перспективу – "достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы региона темпами выше среднероссийских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития региона".
Вообще говоря, по ключевым показателям Ленобласть и сейчас развивается быстрее и России в целом, и СЗФО в частности. ВРП в период с 2000 по 2011 год, по данным Росстата, увеличился в Ленобласти на 8,6%, против 6% в СЗФО и 5,3 в РФ. Также и с индексом промышленного производства (Ленобласть – 10,2, СЗФО – 6,2, РФ – 4,4), и с ростом реальных доходов (Ленобласть – 10,2%, СЗФО – 8,7%, РФ – 9,2%). Так что поставленную в Концепции основную стратегическую цель никак нельзя назвать амбициозной.
Видимо, на серьезный прогресс авторы Концепции не рассчитывают. Наиболее вероятный, "реалистичный", сценарий развития Ленобласти, по мнению авторов Концепции, "направлен на создание конкурентоспособных высокотехнологичных производств и развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры". Причем, подчеркивается, что основой такого сценария "должна стать разработка единой стратегии развития агломеративного пояса с Санкт-Петербургом и сокращение дисбалансов в развитии отдельных территорий области".
Перекос в планах развития, допущенный пользу районов, прилегающих к Петербургу, озаботил ранее самого губернатора. "В концепции нет ответа на вопрос развития дальних территорий", - подчеркнул он. В этой связи А.Дрозденко предложил перераспределить в пользу дальних районов (Подпорожского, Лодейнопольского, Бокситогорского) фонд поддержки малого предпринимательства, а также программы развития инженерных сетей. В результате документ был принят с учетом существенных замечаний со его стороны.
Говоря в целом о ключевых механизмах в достижении высоких темпов экономического роста, авторы Концепции называют кластерную промышленную политику. По их мнению, она "позволит увеличить конкурентоспособность целевых секторов, создать условия для развития высокотехнологичной промышленности, будет способствовать агломерированию территорий, накоплению ключевых компетенций".
Однако реализации такой политики мешает целый ряд факторов, главные - большой физический и моральный износ оборудования (в большинстве секторов он составляет от 50 до 80 %), а также инфраструктурные ограничения по размещению новых производств на территории региона. В Концепции не раскрывается масштаб таких ограничений, однако по информации петербургской консалтинговой компании PETERLAND, работающий в области промышленной недвижимости, они весьма велики.
Компания только что завершила комплексное обследование 50 промышленных зон (промышленно-складских зон, индустриальных парков, технопарков и проч.) на территории региона. Согласно экспертной оценке, не более 5-7 зон обладают приемлемыми характеристиками для размещения производств и складов и имеют потенциал для дальнейшего развития. Еще 10-12 объектов обладают неплохими перспективами развития. Остальные не готовы принимать инвесторов. Общая площадь подготовленных территорий, готовых к размещению новых производств, по предварительной оценке не превышает 200 га.
Для стимулирования создания кластеров Концепция предлагает организационную поддержку инвесторам со стороны властей. Генеральный директор PETERLAND Юрий Зарецкий считает такую поддержку безусловно важной, но не определяющей: "Главное – государство должно активно участвовать в создании инженерно-транспортной инфраструктуры промзон, как это принято во всем мире. Конечно, это потребует больших денег, но без создания такой инфраструктуры промзоны развиваться не будут". Российские власти любят сваливать инфраструктурные проблемы на самих инвесторов, но такая "нагрузка" сильно ухудшает инвестиционную привлекательность региона.