«Послевоенный» туризм: как Петербург адаптировался к COVID
В 2022 году туристический поток в Петербурге может вернуться к показателям допандемийной эпохи, если эпидемиологическая ситуация не ухудшится и в городе будут сняты «антиковидные» ограничения. Об этом сказал председатель Комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. Оптимизм чиновника вызван итогами 2021 года — как сообщили в ведомстве, при всех «антиковидных» ограничениях город принял в этом году 5,8 млн внутренних и 250 тыс. иностранных туристов. Это половина от рекордных показателей 2019 года.
Игроки рынка, между тем, считают эти показатели завышенными и сомневаются в реалистичности заявленных целей на 2022 год.
Москвичи вместо иностранцев
По мнению Сергея Корнеева, в отношении Петербурга уже сформирован большой отложенный спрос, что станет точкой роста для отрасли после снятия ограничений. «Согласно опросам, иностранцы скучают по Петербургу, — сказал чиновник. — Фактически глобальный туризм остановился, вернулся в ситуацию 1950-х годов — послевоенного восстановления Европы, когда на фоне роста доходов и мобильности людей только начал возникать этот рынок».
По прогнозу Сергея Корнеева, восстановление зарубежного туризма начнется уже в 2022 году по мере взаимного признания Россией и ЕС сертификатов о вакцинации. «Этот процесс уже начался, — уверяет глава комитета по туризму. — Именно поэтому со следующего года все ожидают роста международного туризма, который не будет резким, но, тем не менее, мы должны увидеть позитивные изменения».
При этом в Смольном обращают внимание на то, что главными туристами в этом году в Петербурге стали не иностранцы, а жители московского региона. В 2021 году город занял второе место после Москвы в десятке топовых авиамаршрутов по России (по версии сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip), а железнодорожный маршрут между Москвой и Петербургом — самым популярным в стране за всё лето. Москвичи, по расчетам комитета по туризму, сегодня составляют 30% гостей Петербурга, ещё 10-15% — это жители Подмосковья. «Это главным образом семейные путешественники, — приезжающие на достаточно длительный срок», — отмечает Сергей Корнеев.
Каникулы пройдут. А что потом?
Игроки рынка считают озвученные цифры по турпотоку в 2021 году сильно завышенными. В Ассоциации туроператоров России (АТОР), например, отмечают, что за три квартала 2021 года Погранслужба ФСБ России зафиксировала всего 178 тыс. визитов иностранцев в страну с туристическими целями. Как в таком случае в Петербург могли попасть 250 тыс. иностранных туристов, не ясно. В комитете по туризму объяснили такую разницу в цифрах особенностями методик подсчётов, но не уточнили, каким именно образом они считают иностранных гостей города.
Что касается 2022 года, то пока большинство игроков петербургского туристического рынка смотрят на него со скепсисом. В частности, они обращают внимание на то, что важные для отрасли новогодне-рождественские каникулы Петербург встретит с «антиковидными» ограничениями, которые всерьёз повлияют на поток иностранных гостей. В частности, речь идёт о необходимости иметь QR-код практически во всех общественных местах, включая театры, музеи, рестораны.
«Безусловно, новые ограничения делают неясными перспективы по объёму гостей на новогодние каникулы, — отмечает генеральный директор «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская. — Традиционно этот период был существенным в структуре доходов отельеров в низкий сезон. QR-коды не станут препятствием для русских путешественников, но явятся серьёзной помехой для иностранных туристов, несмотря на то, что в третьем квартале 2021 года обозначился некоторый повышенный интерес со стороны зарубежных гостей».
Напомним, что европейский паспорт вакцинации силы не имеет силы в России. По решению правительства Санкт-Петербурга, с 27 декабря 2021 года в городские гостиницы можно будет заселиться либо с отечественными документами о завершении вакцинации, о перенесённом заболевании, либо в случае с иностранцами — с отрицательным ПЦР-тестом. Он считается действительным в течение 72 часов, после чего гостю необходимо будет предоставить свежий результат.
Некоторые петербургские отельеры, между тем, отмечают, что в этом году ситуация на каникулах будет значительно лучше, чем в прошлом. «В этом году, в отличие от прошлого, работает вся инфраструктура, — объяснил владелец группы компаний SwissCenter Group (в которую входят, среди прочих, отель «Гельвеция», а также рестораны «Мариус» и «Сlaret Cafe») Юнис Теймурханлы. — Кроме того, ресторанам разрешили работать в новогоднюю ночь. Петербург сейчас входит в топ-5 туристических направлений в России. До 10 января мы никаких проблем не видим». При этом отельер отметил, что после праздников «будет спад». «Предварительные расчёты говорят о том, что снижение загрузки отелей в предстоящий зимний сезон составит 15% по сравнению с 2019 годом, который считается образцовым, пиковым за последние 10 лет. Цены при этом будут выше примерно на 10%. Здесь влияние инфляции и роста расходов», — добавил он.
«Сорняк умер — вырастет другой»
Отельеры и рестораторы согласны с чиновниками в том, что сегодня рынок делает ставку именно на внутренних туристов. Но они отмечают, что российские путешественники сформировали запрос на новый культурный продукт в Петербурге. Как правило, соотечественникам недостаточно просто посетить основные достопримечательности города. Именно поэтому на рынке услуг появилось множество предложений об авторских, индивидуальных экскурсиях; традиционное экскурсионное обслуживание совмещается с театральными постановками или посещением общественных пространств.
Но для дальнейшего развития рынка городу остро нужны инвестиции. А с точки зрения практиков, для развития туристической отрасли Петербургу не хватает «тёплого инвестиционного климата». По словам члена правления Российского союза туриндустрии, генерального директора «Индивидуального туристического Сервиса» (ITS) Виктории Шамликашвили, многие инвесторы, принимая решение о вложении денег, уходят из Петербурга. «Большая проблема заключается в том, что городская власть часто не играет в одной команде с бизнесом. Стратегических партнёрств очень мало. Если проект не способен окупиться за 3-5 лет, люди не хотят даже об этом говорить и думать, потому что никто не готов сегодня планировать надолго и всерьёз, — говорит Виктория Шамликашвили. — А средний и малый бизнес в сфере гостеприимства и услуг власти вовсе воспринимают как сорняки. Сорняк умер — на его месте вырастет другой, а не вырастет — тоже ничего страшного. С таким отношением нам не добиться изменений в городе, к сожалению».