Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петр Гавырин: В складском бизнесе нельзя плестись за клиентом

«А Плюс Девелопмент» рассчитывает закончить год с выручкой 6 млрд рублей, такие финансовые результаты выделяются на фоне общей стагнации
Петр Гавырин, гендиректор «А Плюс Девелопмент»
Петр Гавырин, гендиректор «А Плюс Девелопмент» (Фото: Пресс-служба)

«В 2006 году, когда появилась наша компания, в ее штате состояло 20 человек и практически не было активов», — вспоминает основатель и гендиректор «А Плюс Девелопмент» Петр Гавырин. Менее чем за 10 лет его бизнес из небольшой петербургской фирмы вырос в одного из ведущих федеральных игроков рынка складской недвижимости.

Текущий год «А Плюс Девелопмент» рассчитывает закончить с выручкой около 6 млрд рублей, что в два раза превышает показатели 2014 года. Такие финансовые результаты выделяются на фоне общей стагнации в отрасли, когда для многих участников рынка складской недвижимости наступили по-настоящему тяжелые времена. В интервью РБК Петербург Петр Гавырин рассказал, как отрасль борется с кризисом и какая идеология должна быть в основе успешного бизнеса.

Превентивная философия

— Как и когда вы пришли в этот бизнес? И почему именно в этот?

— В свое время я работал в компании, которая была дистрибьютором Procter&Gamble по Северо-Западу. Тогда я непосредственно столкнулся со складской логистикой и понял, какой она должна быть. Стало очевидно, что требования, которые предъявляют западные компании к складским помещениям, российский индустриальный рынок в полной мере удовлетворить не мог. Он был недостаточно развит, и в первую очередь с точки зрения недвижимости. Словом, у меня появилась определенная идеология, которую мы реализуем сегодня.

— Хочу спросить подробнее об идеологии. Когда у вас появился свой бизнес, вы работали только в Петербурге и вашими клиентами были в основном российские компании. К тому же существовал определенный дефицит складских помещений. Была ли необходимость в каких-то передовых идеях?

— С одной стороны, необходимости не было. Если посмотреть на типичного арендатора из Петербурга, то этот арендатор в большей степени локальный. У него нет понимания того, что именно он формирует требования к продукту. С другой стороны, было ясно, что ориентироваться на запросы петербургских арендаторов недальновидно. Мы поняли, что, просто идя за клиентом, мы идеологически будем развиваться слишком медленно. В этом смысле более качественным примером для нас была Москва, которая всегда задавала тон в развитии этого рынка. В Москве операторы складской недвижимости ориентировались на требования западных клиентов, и все передовые идеи попадали в Россию через Москву. И мы выбрали другую стратегию — формировать продукт, который соответствует всем современным требованиям, а уже потом предлагать его клиенту. Чтобы успешно работать на этом рынке, нужно в каком-то смысле быть более продвинутым, чем твой клиент.

— Но такое опережение запросов чревато определенными рисками. Готов ли будет рынок заплатить за это опережение?

— Это, безусловно, риск, с точки зрения экономики, потому что продукт будет несколько дороже. Но стратегически это верный путь, и, как показал опыт, в конечном счете он себя оправдывает. Когда в 2006 году появилась компания «А Плюс Девелопмент», мы пропагандировали идею объекта под ключ (build-to-suit). На тот момент на рынке такого не было. Более того, эту идею и сегодня приходится продвигать с некоторым трудом — особенно в регионах.

Ликвидация советского наследия

— И почему модель build-to-suit продвигается с трудом?

— Потому что строительная отрасль в России сформировалась еще в советские времена, и она очень консервативна. Клиент, подобрав земельный участок, нанимает компанию-технического заказчика. Тот проводит какие-то исследования, решает вопросы с разрешительной документацией, подключениями к монополистам. Далее он нанимает проектировщика, который проектирует объект, а потом нанимает генподрядчика.

— И что вам кажется неправильным в таком устройстве рынка?

— Такая последовательная схема растягивает сроки реализации проекта. По своему опыту я знаю, что этот процесс может занять 2-3 года. Для клиента такие сроки неприемлемы, потому что за 3 года в России может очень многое поменяться. К тому же три года клиент несет материальные затраты, его бизнес не генерирует никакого операционного дохода. Я знаю случаи, когда объекты оставались недостроенными или когда они работают по временным схемам энергоснабжения, например, на дизельных генераторах. Такая схема повышает себестоимость и риски. Вместо нее мы предлагаем другую. Смысл ее в том, что клиент должен отвечать только за свой операционный бизнес.

— То есть?

— Объясню. Среди наших клиентов много иностранных компаний. Приходя в Россию, такой клиент не знает всех особенностей процедуры создания объекта недвижимости в этой стране. Он, например, хочет производить телевизоры в России и разбирается в технологии их производства. Но он не должен разбираться в том, как построить объект недвижимости, в котором можно было бы их производить. Ему удобнее отдать эту функцию на аутсорсинг, причем одному контрагенту.

Экономика сложных продуктов

— По идее, число западных клиентов должно сократиться в связи с кризисом. Как это сказалось на вашем бизнесе?

— Произошла очень существенная дифференциация клиентов. Спрос со стороны западных компаний действительно сократился, но в некоторых отраслях появились хорошие возможности для развития у российских клиентов. Например, в ретейле. У них сейчас начнется перераспределение рынка — сети будут выжимать неорганизованную розницу. А крупные ретейлеры предъявляют спрос на два наших продукта — распределительные сети и гипермаркеты. Распределительный центр — это уже не просто склад. Это более сложный продукт, требующий от исполнителя определенного уровня компетенции.

— Какие еще изменения спроса вы наблюдаете?

— Появляется спрос на нишевые продукты. Начинали мы со строительства типовых складов, но сейчас мы видим, что спрос начинает сегментироваться. Клиенты заинтересованы в объектах, которые сделаны специально под них, потому что это повышает их операционную эффективность. Сейчас мы видим большой потенциал в автоматизированных складах обработки грузов: логистика, дистрибуция, экспресс-доставки.

— В Петербурге таких объектов нет?

— Таких объектов практически нет в России. Хороший сортировочный центр есть у «Почты России» в Москве, во Внуково, и, кажется, у DHL. Вообще, возвращаясь к специфике Петербурга, замечу, что, с одной стороны, это наиболее насыщенный современной розницей город в России. С другой стороны, Петербург сильно отстает от Москвы с точки зрения логистики. В Москве современные распределительные центры под розничные сети начали строить еще 2-3 года назад. Видимо, потому, что для розницы Москва — самый перспективный регион и логистическую базу там стали формировать заблаговременно. Это, кстати, типичная для западных стран модель: экспансия начинается не со строительства гипермаркетов, а с создания логистической базы.

«А Плюс Девелопмент» в цифрах и фактах

Компания была основана в 2006 году. Занимается проектированием и строительством объектов индустриальной недвижимости. С момента основания компания реализовала более 20 проектов. На текущий момент в активах «А Плюс Девелопмент» порядка 150 тыс. кв. м. складской недвижимости в собственности, еще 200 тыс. кв. м. находятся в высокой стадии строительства. Компания построила 7 индустриальных парков класса А в разных регионах России. По данным «Коммерсантъ Картотеки», выручка в 2014 г. составила 1,34 млрд. руб., чистая прибыль — 765 тыс. руб.

Очищающий кризис

— По поводу нишевых продуктов. Если проводить аналогию с другими отраслями, то стандартизированный продукт (неважно — кондитерское изделие или склад) гораздо дешевле в производстве. И это особенно важно в ситуации, когда покупатель стремится экономить. Как с этим быть?

— Да, такой продукт дороже в производстве, но если говорить о складской недвижимости, то дороговизна себя оправдывает. Дело в том, что типовой склад в России имеет очень короткий жизненный цикл. Жизненный цикл склада в США — это порядка 40-50 лет. У нас продукты устаревают гораздо быстрее даже с учетом того, что мы перенимаем какие-то новшества у Запада. В России объект, построенный 5-6 лет назад, уже несовременен и мало востребован. Соответственно, это влияет на его экономику.

— И что вы делаете для увеличения жизненного цикла ваших складов?

— Мы перешли на формат индустриального парка. Мы стараемся делать парки мультипродуктовыми, чтобы минимизировать риски и увеличить жизненный цикл. Мы стремимся создать типовой продукт, который при этом отвечает максимальному разбросу требований. Второй наш продукт — это распределительные центры, которые строятся под конкретного заказчика. Это меньшая доходность по сравнению с типовым объектом, но объекты build-to-suit мы сдаем по контракту на 15 лет. То есть мы получаем стабильный денежный поток и стабильного клиента. Типовые объекты быстрее окупаются, но и устаревают они быстрее.

— Создание сложных объектов создает дополнительные требования к операторам рынка складской недвижимости. Как это меняет сам рынок?

— Любое развитие рынка выметает с него малокомпетентных игроков. В этом же, кстати, проявляется положительное влияние кризиса — он очищает рынок. Сколько игроков было на нашем рынке в конце 2000-х? Склады строили все, кому не лень. Сейчас игроков на рынке стало значительно меньше.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет Технологии и медиа, 06:05
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59
В городе Запорожье прозвучал взрыв Политика, 05:27
В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта Общество, 05:08
Над Рязанской областью подавили беспилотник Политика, 04:58
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00