Смольный ожидает рост инвестиций в экономику Петербурга
Объем инвестиций в основной капитал в экономике Санкт-Петербурга, как прогнозируют в Смольном, может превысить в нынешнем году уровень прошлого года на 40-90 млрд руб. Об этом рассказал на общем собрании Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (СПИБА) председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Алексей Зырянов.
«Мы видим, что инвестиции растут. По итогам первого полугодия 2023 года рост составляет порядка 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отметил Алексей Зырянов. Власти города ожидают, что объем инвестиций в основной капитал может достичь по итогам года 1,04-1,09 трлн руб. Таким образом, будет превышен показатель в 970 млрд руб., заложенный в законе «О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.».
Профессор кафедры финансов и учета Высшей школа менеджмента СПбГУ Елена Рогова считает вполне реалистичным достижение уровня инвестиций в основной капитал, предусмотренного в бюджете города, — около 1 трлн руб. В пользу такого прогноза говорит значительный объем вложений в различные проекты в первом полугодии. Возможно, как ожидает председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга, объем инвестиций превысит запланированный уровень на 40 и более млрд руб., однако, отметила Рогова, «нельзя сказать, что это будут какие-то огромные превышения объемов, заложенных в бюджет, при этом возможность такого роста зависит от большого количества факторов».
«Конечно, основной драйвер инвестиций — импортозамещение, связанное с производством отечественного промышленного оборудования, станков и всего, что необходимо для российской обрабатывающей промышленности», — подчеркивает Елена Рогова. В Петербурге, в частности, уже стартовало несколько крупных проектов предприятия «Силовые машины», которые будут, скорее всего, даже ускорены; на состоявшемся в этом году Петербургском международном экономическом форуме был подписан ряд соглашений с инвесторами.
Важным драйвером развития экономики, по мнению Елены Роговой, является любое строительство. Это и масштабные проекты девелопмента территорий, когда и государство вкладывает значительные средства в инфраструктуру (стимулируя, в том числе, строительство жилья, необходимого для привлечения рабочей силы). «Такой строительно-инфраструктурно-девелоперский кластер продолжит развиваться в Петербурге, и есть ряд интересных и крупных проектов на севере и юге города, в которые будет вкладываться, очевидно, большой объем инвестиций», — отмечает эксперт.
Драйверами развития экономики, привлекающими значительные инвестиции, могут стать и крупные инфраструктурные проекты, в том числе и ранее замороженные, которые, в свою очередь, будут также способствовать инвестиционную активность. В частности, Елена Рогова отмечает возможное возрождение проекта Орловского тоннеля, завершение строительства Большого Смоленского моста, что дополнительно повлечет за собой приток инвестиций в проекты в этой локации, проекты Газпрома по намыву и обустройству территорий у «Лахта Центр». «Большим плюсом для города являются, конечно, любые инвестиции в строительство инфраструктуры, в том числе государственные, — убежден эксперт. — Проект может осуществляться на принципах ГЧП, но при этом появляется возможность поучаствовать в нем и у городского бизнеса. Государственные инвестиции могут вывести на новый уровень и нашу транспортную инфраструктуру, которая пока не может похвастаться высоким уровнем развития, — прежде всего, это касается сферы общественного транспорта и таких важных направлений, как развитие метрополитена, создание скоростного трамвая до «Славянки» и т.д.
«В то же время я не вижу больших перспективных объемов инвестиций в ряд отраслей, в которые тоже много вкладывают в ВВП, — в частности, это касается логистики, — говорит Елена Рогова. — Транспортные потоки уже переориентировались, прошла растерянность, которая наблюдалась в 2022 год, и многими крупными компаниями уже сделан выбор новых направлений перевалки грузов, — и это не Санкт-Петербург. Предпочтения отдаются, как правило, Ленинградской области, где, в основном, и реализуются все крупные проекты в сферах транспорта и портовой инфраструктуры».
Продолжится, по мнению эксперта, реализация инвестиционных программ в отраслях, которые уже прошли (или проходят) через процессы импортозамещения, — в частности, мебельной, кожевенной и в целом легкой промышленности. «Однако, программы, реализуемые в этих отраслях, сами по себе не очень большого объема и я не вижу здесь перспектив для особо бурного роста, — говорит Елена Рогова. — Кроме того, проводимая ЦБ в целом кредитно-денежная политика, в том числе повышение ключевой ставки, может отпугнуть от осуществления инвестиционных программ средний и малый бизнес, — она сказывается на кредитных способностях таких предприятий и явно не способствует развитию их инвестиционного потенциала».