Петербургский бизнес готовится к новому финансовому кризису
Петербургские промышленники смирились наконец с мыслью, что радикального улучшения экономических условий в ближайшие годы ждать не стоит и потому надо всерьез заниматься оптимизацией бизнес-процессов — внедрять новые технологии и сокращать издержки. Это особенно важно на фоне мрачных прогнозов аналитиков, которые все больше говорят о приближении новой фазы мирового финансового кризиса.
Растем, хоть и медленно
Только что проведенный исследовательской группой СПбГЭУ очередной мониторинг 116 петербургских компаний (их выборка примерно соответствует структуре экономики города) косвенно подтвердил тенденцию роста финансово-экономических показателей, отмеченную официальной статистикой по итогам первой половины 2017 года [по данным Петростата, прирост сальдированного финансового результата к прошлому году составил 43,5% — ред.].
Доля компаний, которые зафиксировали рост выручки, составила 41% — это более чем втрое превышает долю тех, у кого выручка снижается (таких, по результатам опроса, оказалось 13%). По итогам прошлого года соотношение этих групп респондентов было примерно равным — 38 и 37% соответственно. Таким образом, доля компаний с падающей выручкой за год сократилась почти в три раза.
Впрочем, наибольшую долю (33%) среди успешных компаний составляют те, у кого выручка растет умеренно. Лишь 8% растущих компаний показали высокую динамику. В целом бизнесов с быстро меняющимися показателями выручки стало на четверть меньше.
Примерно с такой же динамикой меняется и показатель чистой прибыли. Впрочем, тут позитива еще больше — доля компаний с растущей прибылью (их 49%) даже превышает долю тех (36%), у кого она не изменилась. В прошлом году ситуация была обратной — 35% против 48%.
Ситуация с ликвидностью и финансовой устойчивостью петербургского бизнеса практически не изменилась — 64% респондентов отметили отсутствие проблем с этими показателями. Причем по сравнению с прошлым годом произошло небольшое улучшение обоих показателей. О тяжелой финансовой ситуации сообщили 17% опрошенных.
К развитию готовы
Все это свидетельствует об относительной стабилизации финансового состояния компаний, а с учетом положительной динамики выручки и прибыли можно сделать вывод об их готовности к развитию. Тем более что проблемы, связанные с импортозамещением и негативным влиянием западных санкций, практически перестали ощущаться — 74% респондентов заявили о налаженном производстве или о готовности производить импортозамещающую продукцию. Значительное влияние санкций на свой бизнес отметили лишь 8% опрошенных против 19% в октябре 2016 года.
Многие компании уже сделали конкретные шаги к развитию бизнеса. Так, 38% опрошенных заявили об увеличении численности персонала. Инвестиции в основные фонды в этом году осуществляли 54% компаний, 32% вкладывали средства в нематериальные активы, 68% опрошенных отметили необходимость новых инвестиций.
Банки тормозят развитие
Респонденты отмечают, что главное препятствие инвестированию и, соответственно, развитию — отсутствие «длинных денег», то есть современного банковского долгосрочного кредитования на приемлемых условиях.
Хотя инфляция у нас снизилась уже до уровня развитых стран [в Англии и США она даже выше — ред.], кредитные ставки по-прежнему недоступно высоки. По этой причине доля банковских инвестиционных кредитов у опрошенных компаний не превысила 6,5%. Основным источником финансирования инвестиционной активности по-прежнему остаются собственные средства предприятий (61%).
Характерно, что отсутствие нормального банковского кредитования увеличивает число неблагополучных компаний — их доля по результатам опроса составила 17%. Большинство из них (около 90%) составляют те, кто до кризиса 2014 года начал крупные инвестпроекты, но не смог их реализовать, не имея возможности перекредитоваться на приемлемых условиях.
Ждать нечего
С другой стороны, почти у двух третей компаний (63%) деньги все же есть и не просто на жизнь, а даже и на развитие. Это обстоятельство, как и данные об увеличении доли компаний с растущей выручкой, свидетельствует о росте экономики Петербурга в целом.
По всей видимости, петербургские промышленники смирились наконец с тем, что экономическая ситуация в ближайшие годы не улучшится (нефть подорожает, санкции отменят), поэтому надо начинать работать. Тем более что все большее число аналитиков прогнозирует новую фазу мирового финансового кризиса в конце 2018 года. Необходимо всерьез заняться оптимизацией процессов — внедрять новые технологии и сокращать издержки.
Жизнь заставляет
Следствием такого осознания явилась, в том числе, повышенная инвестиционная активность. Она выросла вдвое по сравнению с 2015 годом, когда об инвестировании заявляли лишь около 30% компаний и только около 40% говорили о планах инвестировать в будущем.
На практике число компаний, которые стали инвестировать в развитие, выросло в 1,5 раза. Главная причина повышения активности состоит в том, что бизнес перестал рассчитывать на скорое радикальное улучшение условий. Сейчас 68% респондентов говорят о намерении инвестировать в ближайшем будущем — чтобы обеспечить выживание и дальнейшее развитие бизнеса. Высокие потенциальные показатели инвестиционной активности свидетельствуют не о большом количестве свободных денег, а о принятии сложившейся ситуации и понимании необходимости модернизации для обеспечения устойчивости в будущем.
Этому способствует то, что у компаний появились новые рыночные возможности, открывшиеся в результате политики импортозамещения. Однако рынок предъявляет новые требования к качеству продукции, к уровню дизайна и к другим аспектам, к которым наши промышленники раньше относились пренебрежительно. По этой причине многие компании начали инвестировать не столько в объемы производства, сколько в качественные характеристики, в том числе, в цифровые технологии и интеллектуальные активы, связанные с дизайнерскими решениями.
Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.