Глава ВТБ Костин выступил за переезд верфей из центра Петербурга
Президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин сообщил о планах постепенно переводить предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) из центра Петербурга в другие локации. «Вопрос актуальный. Думаю, что-то выводить придется — от этого не уйти», — сказал он в интервью изданию «Фонтанка».
Костин напомнил, что в центре города находятся три большие верфи ОСК («Адмиралтейские верфи», «Северная верфь» и «Балтийский завод» — ред.). «Будем их модернизировать, что-то перестраивать, что-то переводить. Планы уже намечены, но мне хочется сначала их утвердить в правительстве, у президента. Я думаю, начнем с глобальной модернизации «Северной верфи», она дальше от исторического центра», — заявил он.
При этом глава ВТБ отметил, что переводить предприятия необходимо не сразу, а постепенно. «Нужно сначала что-то новое построить, создать для трудовых коллективов более комфортные условия, но тоже в городской черте. И только потом действовать в отношении старых площадок», — сказал он.
Костин также опроверг мнение о том, что таким образом банк пришел «землю забрать» в центре города. «На земле не заработаем столько, сколько требуется потратить на судостроение. Это, скорее, городу нужно. Ну не украшают город старые склады и ржавые краны. Если станок при Петре I работал, давайте его в музей передадим: создавать современное судостроение на этом станке уже нельзя. А ведь на Балтийском заводе стоят станки еще немецкие 1932 года, их после войны в СССР вывезли», — добавил он.
Кроме того, глава банка заявил, что существует потребность в строительстве новой верфи «в европейской части страны». Я за 8 месяцев объездил все эти предприятия. Это как экскурсии в исторический музей: «Вот это построено при царе таком-то, это — при императоре таком-то». Ну, ребята, чему радоваться? Нужны современные верфи, сегодня у судостроения абсолютно другие технологии. Чтобы строить крупнотоннажный гражданский флот, нужны другие глубины, в Неве так не разойдешься. Жизнь заставляет двигаться. Но Питер хорош как база, все равно Питер или рядом с Питером, потому что здесь, например, вузы — трудовой потенциал, даже целые династии, — это, конечно, надо использовать», — заявил он.
Вопрос переезда верфей из центра Петербурга обсуждается урбанистами, градозащитниками, специалистами по транспорту и чиновниками со времен губернаторства Валентины Матвиенко. Так, например, в 2007-2009 гг. активно обсуждался переезд мощностей «Балтийского завода». В 2010 году озвучивались идеи перенести «Адмиралтейские верфи» в Кронштадт. Обсуждался и проект переноса из города «Северной верфи». За 14 лет эти идеи так и не был реализованы. В 2021 году в ОСК сочли эти планы экономически нецелесообразными. Летом прошлого года в интервью «Деловому Петербургу» заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов также прокомментировал эту тему: «Перенос предприятий во многом экономически нецелесообразен и приводит к большим финансовым затратам. В текущих реалиях эта инициатива непродуктивна».
ОСК перешел под контроль ВТБ в октябре 2023 года. Тогда банк получил на пять лет в доверительное управление 100% акций корпорации. Кроме того, ОСК — давний корпоративный клиент ВТБ. Еще в 2016 году корпорация открыла в банке две кредитные линии на общую сумму €435 млн. Кроме того, ОСК выступала поручителем перед ВТБ по ссудам своим дочерним предприятиям, следует из отчета корпорации за 2020 год.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram