Тотальная безопасность: российский бизнес раскрыл главные IT-тренды
Главным направлением развития цифровых технологий в Петербурге стала сфера безопасности — такой вывод сделали эксперты премии-исследования РБК Digital Awards 2023/2024, изучив представленные IT-командами решения. Новые продукты и сервисы касаются самой разной безопасности — информационной, физической, инфраструктурной.
«Компании все больше внимания уделяют не только автоматизации и информатизации, но и безопасности своей деятельности, — объяснил «уклон» в работе IT-разработчиков заместитель генерального директора компании «Газинформсервис» Роман Пустарнаков. — Это тренд, от которого никуда не деться. Влияние человека на работу информационных систем продолжит снижаться».
Тренд на развитие искусственного интеллекта, который ярко проявлялся еще год назад, сейчас перешел в разряд рутинной работы — технологии ИИ присутствуют в большинстве новых цифровых сервисов.
Искусственный интеллект у руля
Почти треть проектов, дошедших до финала РБК Digital Awards 2023/2024, были заявлены в номинации «Безопасность и кибербезопасность». К этой категории относятся, например, «Умный мониторинг трафика горожан» от компании NtechLab, «Виртуальный эксперт по качеству» от «ВымпелКом», аппаратно-программный комплекс «Безопасный водоем» от «Комфортел» и VideoFor, система «Comita AML» от ГК «Комита» и другие.
«Это тренд, от которого никуда не деться. Влияние человека на работу информационных систем продолжит снижаться»
Год назад доля подобных кейсов составляла всего 15%, отмечал Роман Пустарнаков. Абсолютным фаворитом премии цифровых решений 2022 года были продукты с искусственным интеллектом. Сейчас же, как подчеркнули эксперты, ИИ хоть и не утратил своей актуальности для разработчиков, но «ушел под капот» представляемых рынку решений.
К каким результатам приводит применении ИИ в комплексе с другими передовыми технологиями, можно судить на примере разработки «Автономные морские паромы» от АО «Ситроникс КТ». Это навигационная система, которая обеспечивает автономное судоходство, а также помогает снизить влияние человеческого фактора при управлении судами и стоимость их эксплуатации. Технология прошла опытные испытания на автомобильно-железнодорожных паромах ФГУП «Росморпорт». При ее создании, подчеркивает генеральный директор Sitronics KT Андрей Родионов, применялись российские технологии.
«Искусственный интеллект у руля в гражданском судоходстве — вопрос не времени, а «грамотного юридического подхода»
«В сегменте автономной морской и речной навигации у Sitronics KT пока еще нет прямых конкурентов в России, — признается Родионов. — Различные институты, компании и КБ в России ведут разработки отдельных компонентов и систем а-Навигации (автономная навигация, технологии автоматического и дистанционного управления судами — ред.), предлагают дистанционно управляемые и безэкипажные катера, но единое решение пока есть только у нас». Он добавил, что в ходе проведенных испытаний работы системы суда прошли в автономном режиме «сотни часов и тысячи миль».
Отвечая на вопрос, когда беспилотные суда начнут эксплуатироваться в повседневной жизни в России, Родионов дал оценку — в перспективе пяти лет. Искусственный интеллект у руля в гражданском судоходстве — вопрос не времени, а «грамотного юридического подхода», уточнил он. «Необходимо принятие законов, обеспечивающих правомерность применения автономных технологий на воде, да еще и с учетом того, что морская отрасль является международной», — заявил собеседник РБК Петербург.
«Реальная безопасность выигрывает»
«Подстраховка» человека с целью снижения негативного человеческого фактора — путь, по которому пошли и разработчики «Комфортела». На Digital Awards они представили АПК «Безопасный водоем», который представляет собой синтез умной системы видеонаблюдения за водоемами и средств предотвращения несчастных случаев. Генеральный директор компании Дмитрий Петров подтверждает, что в ближайшие 10 лет подобные цифровые продукты смогут поднять уровень безопасности, заменив, к примеру, охранников на некоторых объектах.
«Человек не может внимательно следить за водоемом постоянно, это тяжело и дорого. А камера и система видеоаналитики могут следить за всем, что происходит в воде, вовремя реагировать и оповещать о необходимых мерах. Это может быть как вспомогательная система для спасателей, так и система оповещения для граждан. Это новый уровень использования видеоаналитики для повышения уровня комфорта и безопасности горожан», — считает он.
При этом главной трудностью при разработке АПК было обучение нейросетей: требовалось объяснить ИИ, как различать фигуру тонущего человека, который не полностью находится над поверхностью воды. «Безопасный водоем» умеет фиксировать не только сигналы о помощи, но и фигуры, заплывшие в запретные зоны. «Количество низкоквалифицированной рабочей силы в будущем сократится, и реальная безопасность от этого только выиграет», — заключает Петров.
«Главной трудностью при разработке АПК было обучение нейросетей: требовалось объяснить ИИ, как различать фигуру тонущего человека, который не полностью находится над поверхностью воды»
На основе похожих алгоритмов работает искусственный интеллект от NtechLab, созданный для анализа и контроля автомобильного и людского трафика. ИИ в автоматизированном режиме следит за людскими потоками на остановках общественного транспорта, площадях и проспектах, умеет определять пол и возраст людей, выявлять очереди и силуэты упавших горожан.
Не изобретать цифровые «велосипеды»
Технологические проекты от петербургских разработчиков решают важные задачи внутреннего российского рынка, но большая их часть «работает точечно» и не ориентирована на международную конкуренцию, отмечает основатель группы компаний ITGlobal.com Дмитрий Гачко. Как он считает, такая локальная ориентация не может обеспечить серьезных IT-прорывов — и их не случилось.
«Были представлены проекты по внедрению продуктов или сервисов для крупных компаний в единственном экземпляре. Такие продукты не живут долго, их невозможно будет продавать на конкурентном западном рынке. Чтобы российские IT-продукты были конкурентны, они должны пройти большой и хороший отбор, в том числе и через конкуренцию на российском рынке. Отбор должен проходить через тиражные продажи. А большая часть проектов, которые я увидел, были в области автоматизации каких-то госкомпаний», — уверен Гачко.
«Такая локальная ориентация не может обеспечить серьезных IT-прорывов — и их не случилось»
Для развития цифровых технологий в России создателям IT-продуктов, по мнению Гачко, пора переходить от разработки собственных «велосипедов» к частичной интеграции с другими игроками. Многие компании занимаются параллельными разработками, взаимодействие и совместная работа над одним продуктом или сервисом повысит шансы на достойную конкуренцию на внешних рынках.
Некоторые разработчики объясняют затруднения в части технологических прорывов проблемами с «софтом» и импортозамещением, однако «любой опыт появляется в процессе работы», констатирует Роман Пустарнаков. «Паники по этому поводу [проблем с отечественным софтом в отраслях] я сейчас не вижу. Многие забывают, что импортозамещение — это недешево. Новые разработки, новые мощности, новые производства, новые компоненты — это деньги. Нужно пройти этот путь — и цифровые отрасли в России обязательно вырастут. Они уже показали значительный рост и успехи; дальше будет еще лучше», — дает оптимистичный прогноз Пустарнаков.
Справка
Исследование-премия РБК Петербург Digital Awards проводится в Петербурге второй раз; первая премия прошла в 2022 году. В исследовании 2023/2024 гг. приняли участие 27 компаний, которые представили 57 проектов.В число финалистов вошли 30 высокотехнологичных проектов и сервисов, 16 из них стали победителями. Решения финалистов представлены на сайте проекта.