Майский ажиотаж: что будет с туризмом в Петербурге
Сервис для планирования путешествий OneTwoTrip назвал Санкт-Петербург самым популярным российским городом для путешествий в период с 1 марта по 15 мая. Петербург этой весной оставил позади Москву и Сочи. Всего на Петербург пришлось 18,2% всех российских бронирований — на 130% больше, чем год назад. Москва уступила Петербургу 6,5% (её рейтинг в целом снизился), а Сочи — более 9%.
Представители туристического бизнеса, между тем, отмечают, что рост числа внутрироссийских гостей только частично компенсирует отрасли общие большие потери.
«Едет вся Россия»
Официальный старт туристического сезона в Петербурге городские власти наметили на 30 апреля. К этой дате будут максимально ослаблены коронавирусные ограничения — разрешено проведение развлекательных мероприятий в барах, ресторанах, кафе, караоке и на речном прогулочном транспорте. Также на любых площадках теперь разрешено организовывать события с участием более 300 человек. «В прошлом году внутренний турпоток сдерживала эпидемия, сейчас ситуация изменилась: на днях мы сняли целый ряд санитарных ограничений. Теперь нет значимых помех для прогулок и экскурсий петербуржцев и гостей города, но меры индивидуальной защиты в общественных местах не будут лишними», — отметил губернатор города Александр Беглов в эфире «Радио России».
Представители туристического бизнеса подтвердили РБК Петербург высокий спрос на посещение города в период майских праздников. По данным Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, загруженность городских отелей составляет более 90%. В некоторых объектах размещения свободных мест вообще нет. «Спрос на Санкт-Петербург был высоким особенно в последние две недели действия туристического кэшбека (программа государственного субсидирования поездок по России — ред.), — рассказала РБК Петербург эксперт Российского союза туриндустрии — Северо-Запад Мария Ушакова. — Многие отели уже приостанавливали продажи. Загрузка высокая».
В Лиге туроператоров Санкт-Петербурга объяснили высокие показатели стечением обстоятельств: «Из-за закрытия границ в Европу, серьёзного ограничения авиасообщения, а также запуска дополнительных поездов до Петербурга майские праздники мы, конечно, отработаем, — отмечает председатель правления Лиги Алёна Сергеева. — В этом году к нам едет вся Россия: Урал, Сибирь, Дальний Восток, Центральная Россия. Меньше едут с юга из-за проблем с авиасообщением, им сложно добраться». Отдельно помогло привлечь туристов в Петербург снятие ограничений на посещение музеев детскими группами. Запрет действовал с октября 2021 года и серьезно нарушил планы туристической отрасли на заработок в сезон осенних и новогодних каникул.
Поддержать туризм в Петербурге призван также ряд административных решений, принятых на федеральном и региональном уровнях. Ранее, например, была обнулена ставка НДС для объектов туристической отрасли. Кроме того, в Петербурге всем предприятиям туристской сферы предоставлены 50% налоговые льготы на имущество, землю и транспорт, а также льготные займы. Администрация города оценивает общую сумму поддержки отрасли с 2020 года в 5 млрд руб.
Болезненная перестройка
Туроператоры, однако, сдержанно комментируют и меры поддержки со стороны власти, и майский ажиотаж. Как пояснила РБК Петербург Алёна Сергеева, среди предпринимателей туристической отрасли многие воспользовались льготными займами в начале пандемии, но сейчас просчитывать ситуацию стало гораздо сложнее. Малые и средние предприятия редко берут даже льготные кредиты, некоторые не считают возможным поддерживать штаты сотрудников без сокращений. «Насколько я знаю из общения с директорами компаний, мало кто пользуется какими-либо мерами поддержки», — отметила Алёна Сергеева.
Она напомнила, что петербургские компании, специализирующиеся на приёме иностранных гостей, оказались в тяжёлой ситуации. К концу февраля они уже запланировали туры для большого количества групп из-за рубежа. «Сейчас говорить об этом нет смысла, — отмечает Алёна Сергеева. — Мы должны восполнять выбывшие потоки только внутренним туризмом. При этом переквалифицироваться компаниям, заточенным на иностранцев, будет крайне сложно. Это всё равно, что начать бизнес с нуля и прийти на конкурентную территорию. Это очень большие вложения». Перспективы приема массового туриста из «дружественных» стран Востока в Лиге туроператоров Санкт-Петербурга не видят.
Пессимистично оценивают перспективы сезона и многие представители смежного с туристическим бизнеса — ресторанного. Например, президент группы компаний RENTA (проекты ECLIPSE, ASKANELI) Артем Гудченко обозначил неминуемый кризис в отрасли, одной из причин которого станет резкий туристический спад. «Можно предположить, что туристический поток от цифр 2019 года (тогда в Петербург приехало 10,5 млн туристов — ред.), составит, если повезёт, 10%. Приедут гости из стран, входящих в «дружественный» список, то есть, с абсолютно иной платёжеспособностью».
По данным социологических исследований, проведённых в рамках проекта «Управление индустрией туризма на основе данных», в 2021 году российские туристы тратили за одну поездку в Санкт-Петербург в среднем 32 тыс. руб., тогда как иностранцы из дальнего зарубежья — 97 тыс.