Петербургская таможня «стреляет по воробьям»
«На Шушарском таможенном посту осуществлен первый в Северо-Западном регионе выпуск декларации на товар в автоматическом режиме», — сообщила Санкт-Петербургская таможня. Теоретически упрощение процедуры пропуска товаров через границу должно существенно облегчить работу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако на практике новые правила коснутся лишь на 30% грузов.
Компьютер на смену инспектору
Как пояснил РБК Петербург член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД» Юрий Ковалев, новые правила означают, что пропуск товара через границу (как по импорту, так и по экспорту) осуществляется на основании проверки таможенной декларации компьютерной программой. Если программа не выявляет в декларации никаких дефектов или особых обстоятельств, требующих предоставления дополнительных документов, она автоматически дает добро на пропуск товара.
До сих пор декларации изучали таможенные инспекторы, это занимало много времени. При введении нового режима время оформления, по оценке Ю. Ковалева, сократится на 3-4 часа — при условии, конечно, что к декларациям не будет замечаний.
Теория и практика
Впрочем, как опасается Ю. Ковалев, упрощенный режим оформления не коснется именно тех сегментов рынка, для которых время провоза груза через таможню является существенным фактором. Например, первым товаром, импортированным в СЗФО в новом режиме, оказались элементы сталеплавильных печей. Для такого рода товаров время оформления не слишком существенно, считает Ю. Ковалев. Но оно крайне важно для продуктов питания, цветов и других скоропортящихся товаров. Однако как раз к таким грузам сотрудники таможни будут присматриваться особенно тщательно.
Проблема, по словам собеседника РБК Петербург, в том, что две трети пересекающих границу товарных партий (по импорту — даже около 80%, по экспорту — меньше) таможенники считают «рисковыми», то есть имеющими признаки, например, занижения грузовладельцами их стоимости и, соответственно, недоплаты таможенных пошлин; предоставления недостоверных сведений о товаре и пр.
Декларации на такие товары не могут оформляться автоматически, поскольку требуют подкрепления дополнительными документами, например, обосновывающими заявляемые грузовладельцами цены приобретения этих товаров за границей (от которых отсчитываются таможенные сборы). Корректность таких документов таможенные инспекторы оценивают в ручном режиме, программа делать это не может.
Отдельная реальность
По мнению Ю. Ковалева, причина избыточной бдительности инспекторов состоит в том, что система управления рисками ФТС страдает серьезными дефектами. Например, в ней необоснованно завышены так называемые «контрольные уровни» цен, на которые инспектор ориентируется, определяя, насколько обоснована заявляемая грузовладельцем стоимость товара. Поэтому при оформлении каждой партии грузовладельцам приходится доказывать, что стоимость товара не занижена.
Например, очень сложно обосновать цену импортерам бананов, рассказывает Ю. Ковалев. Таможня подозревает их в занижении стоимости, хотя простой расчет, основанный на анализе цен в российской рознице, показывает, что при той цене закупки, из которой исходит ФТС, импортеры бананов работали бы себе в убыток.
Эффект незначителен
Подобные дефекты системы управления рисками приводят к необоснованному, как считают участники ВЭД, увеличению числа случаев, кода таможня требует предоставления дополнительных документов. Такая практика сильно ограничивает область применения автоматического режима.
«В принципе, введение автоматического режима — очень прогрессивное новшество, оно сокращает временные, а значит и финансовые, затраты, мы его всячески приветствуем, оно сильно поможет бизнесу. Только надо расширять сферу его применения. Только в этом случае автоматический режим в полной мере реализует свой потенциал и окажет реальную поддержку рынку. Пока эффект от этого новшества будет незначительный», — сказал Ю. Ковалев РБК Петербург.