Лента новостей
Росгидромет напомнил о самых солнечных городах России Общество, 11:43 «Кинотавр—2019»: как прошла церемония закрытия Стиль, 11:38 Умные решения для города: какие разработки представил ACER на ПМЭФ Партнерский материал, 11:36 Блогер Хованский стал помощником депутата Госдумы Политика, 11:35 Более 100 населенных пунктов на Украине остались без электричества Общество, 11:27 Экс-посол России в Белоруссии Бабич стал замглавы Минэкономразвития Политика, 11:26 Президент Казахстана заявил об «абсолютной необходимости» России Политика, 11:23 Кого возьмут на работу производители стройматериалов Pro, 11:20 Антимонопольщики сочли Burger King «недостойным посещения» Бизнес, 11:15 Как прошел хакатон по разработке решений для «умных городов» В Москве Партнерский материал, 11:06 СК начал проверку из-за самоубийства инспектора ДПС в Сахалинской области Общество, 11:03 В Неаполе сорвали табличку в честь Сарри после его назначения в «Ювентус» Спорт, 10:57 Эксперты оценили уровень трудоустройства выпускников вузов по профилю Общество, 10:56 Польша решила разместить американских военных у границы с Белоруссией Политика, 10:53
С.-Петербург ,  
0 
Дорожники - о том, кому и зачем в Петербурге нужны платные парковки
Петербургские власти все-таки решились повторить опыт введения платы за парковку в центре города. Накануне профильный комитет рассказал о проекте создания платной парковочной зоны на 20 тыс. мест. Стоимость такой программы оказалась немаленькой - более 2 млрд руб., большую часть которых составят кредитные средства Всемирного банка.

Петербургские власти все-таки решились повторить опыт введения платы за парковку в центре города. Накануне профильный комитет рассказал о проекте создания платной парковочной зоны на 20 тыс. мест. Стоимость такой программы оказалась немаленькой - более 2 млрд руб., большую часть которых составят кредитные средства Всемирного банка.

В интернете сразу же началось обсуждение о выгодности таких вложений - как показывает опыт Москвы, где пилотная программа по развитию платных парковок уже реализуется, отбивать такую сумму можно десятилетиями. А значит встает вопрос - нужны ли городу такие траты и какие проблемы решает введение платы за стоянку.

Ранее РБК побеседовал с создателем московского проекта платных парковок директором Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессором Михаилом Блинкиным и выяснил, что основная цель программы - не пополнение бюджета, а оживление городской улично-дорожной сети, которое в перспективе должно привести к оживлению экономической активности города.

Какую из возможных мер – введение платы за въезд в центр, как в Лондоне, платные парковки, или полное закрытие какой-то части центра для автомобилей – вы считаете оптимальной для Петербурга с учетом его особенности – наличия рек и каналов, упрощающих контроль за въездом через мосты?

В свое время я подготовил специальную записку на эту тему для прежнего руководства Петербурга. Вашему городу больше подходит не лондонская схема платного въезда, а стокгольмская, которая организована как раз через мосты. Но платный въезд надо вводить на втором этапе. Сначала, как показывает весь мировой опыт, следует сделать всю парковку в центре платной. После этого я бы предложил ввести платный въезд на Васильевский остров. Потом возможно и в какие-то другие части центра. Но это надо тщательно просчитывать.

Почему надо начинать с платных парковок?

Грамотная транспортная политика должна опираться на реальные потребности горожан в перемещениях на автомобилях. А введение платных парковок как раз и позволяет определить истинный спрос на автомобильные поездки в центр. Истинный спрос выявляется только после того, как поездка приобретает нормальную цену. Если разумно регулировать плату за парковку, то большое число горожан изменит свое транспортное поведение – перестанет ездить в центр на автомобиле. Я уверен, что при цене 2 – 3 евро за час парковки, процентов 30 - 40 автомобилей перестанет каждый день ездить в центр. В Москве даже плата в 50 рублей за час сразу убрала 15% автомобилей с улиц.

Что бы вы могли порекомендовать властям Петербурга при введении платных парковок, исходя из опыта Москвы?

Прежде всего, необходимо позаботиться об удобстве оплаты. Как показывает опыт Москвы, большинство водителей предпочитает платить с помощью гаджетов – смсками или через мобильные приложения. Но есть, к сожалению, значительная группа пожилых людей, которым нужны паркоматы с купюроприемниками. В будущем, я уверен, от них можно будет отказаться, но сейчас без них не обойтись. Так что придется тратить деньги на их установку и обслуживание.

Второе – четкий контроль за платежами. Причем, придется нанимать парковщиков – автомобилями-парконами не обойтись. В Москве масса автомобилистов заклеивает или замазывает номера, так что парконы их не считывают. Но нужно добиваться беспрекословной оплаты, жестко штрафовать всех, не взирая на лица.

Все это нужно не для наполнения бюджета, а для изменения транспортного поведения людей и определения истинной потребности в автомобильных перемещениях. Если прощать неплатежи, или освобождать от платы какие-то категории горожан (чиновников, льготников и т.п.), то пропадает весь смысл введения платных парковок. Кстати, бизнес начнет сооружать многоуровневые паркинги не раньше, чем город устранит возможность парковать машины на улицах бесплатно.

Так что парковщикам надо дать право выписывать штрафы. Парковочные инспекторы существуют во многих европейских городах, даже весьма технологичных. Потому что люди нигде не любят платить.

По этой же причине надо будет наладить четкую эвакуацию неправильно припаркованных машин – не только на платных парковках, но и там, где парковка вообще запрещена. Для этого придется увеличить парк эвакуаторов, в том числе, специальные автокраны, позволяющие вытаскивать автомобили, припаркованные в местах, недоступных обычным эвакуаторам.

Как в Москве справились с выделением мест для резидентов – местных жителей? Ведь дворы маленькие, а на улице надо делать платную парковку для приезжающих…

Эта проблема разрешилась самым неожиданным образом. По предварительному расчету Департамента транспорта, на бесплатные места могло претендовать 8 тысяч местных жителей улицы Каретный ряд (одна из двадцати улиц пилотного проекта – ред.). Для этого они должны были подать в администрацию заявления. Но на практике за бесплатными местами обратилось менее тысячи жителей …

И что это значит? У людей столько денег, что они не хотят даже заявления писать?

Нет, цена вопроса слишком велика, чтобы пренебрегать льготой. Просто оказывается, что в центре на самом деле живет очень мало людей. И я думаю, что в центре Питера, в районе Дворцовой площади, ситуация аналогичная. Так что проблема резидентов решилась сама собой. Никаких особых мер, как пугали всех разработчики проекта, не понадобилось.

Это какая-то особенность Москвы или России?

Нет, разумеется. При уровне автомобилизации в «большом» Нью-Йорке (с окрестностями) более 900 машин на 1 тысячу жителей, в самом центре, на Манхэттене, этот уровень в 10 раз ниже – 90 машин на тысячу резидентных жителей. Примерно такая же ситуация в других мегаполисах развитых стран – в Париже, Лондоне, Риме, Токио и т.д. Обычно резидентная парковка стоит больших денег и жители предпочитают пользоваться общественным транспортом и такси.

Как еще есть методы борьбы с пробками?

Надо перестать бороться с пробками. Пробки - это очередь за бесплатным пивом. Если пиво раздавать бесплатно, то очередь за ним будет всегда. Автомобильная корреспонденция в центр должна стоить денег. Когда парковка в центре станет дорогой, многие люди перестанут туда ездить на автомобилях. Исчезнет фантомный спрос - очередь за бесплатным - и пробки в значительной степени рассосутся сами собой. И отпадет необходимость предпринимать разного рода сомнительные меры, вроде организации фривеев на набережных. Вообще, всерьез рассуждать о тех или иных мерах по регулированию транспорта в центре имеет смысл только после введения платных парковок, когда выявится истинный спрос на корреспонденции в центре.