Петербуржцев избавят от европейского качества жизни
Вступая на пост губернатора Петербурга в 2003 году Валентина Матвиенко пообещала сделать качество жизни горожан на уровне европейских стран. Исполнить свое обещание она не успела. Нынешняя администрация губернатора Георгия Полтавченко не спешит воплощать эту идею в жизнь – во всяком случае, в сфере градостроительства. Такой вывод делают эксперты на основании принятого ЗакСом во втором, ключевом, чтении законопроекта «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (РНГП), определяющих минимальные показатели обеспечения петербуржцев социальными, культурными и коммунально-бытовыми объектами, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Эксперты Комиссии по городскому хозяйству ЗакСа призывали Рабочую группу, созданную после первого чтения для корректировки законопроекта, установить градостроительные нормативы хотя бы на уровне минимальных европейских стандартов (существующих в странах Восточной Европы). Однако эти предложения остались неуслышанными.
Некомфортная уравниловка
Если в европейских странах основные нормативы дифференцированы в зависимости от типов застройки (микрорайонная, квартальная, мало-, средне или многоэтажная, ИЖС и т.п.), то российские чиновники устанавливают единые РНГП. Не учитывают они и транспортную обеспеченность разных территорий, хотя наличие станции метро радикально меняет условия. И получается, что на одних территориях инфраструктуры не хватает, а на других она, наоборот, избыточна. «Это очень большой дефект градостроительной политики, - считает эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. – От него пострадают все – и жители густонаселенных территорий, которым будет не хватать мест в школах, детсадах и поликлиниках, и власти, которой придется изыскивать средства в худеющем из-за кризиса бюджете на никому не нужную инфраструктуру на малонаселенных территориях». Такая ситуация возникнет, например, по мнению А.Карпова, из-за установления единого для всех районов города норматива обеспечения территорий ливневыми стоками. На окраинах, где много открытых (неасфальтированных) территорий, этот норматив, по его мнению, завышен, а в центре, где сплошной асфальт – занижен. Чиновники не установили нормативы и для базового элемента планировочной структуры жилых зон – квартала. Хотя в Европе такие нормативы существуют даже для разных типов кварталов.
Электричество будет часто отключаться
В законопроекте остались без изменения нормативы потребления коммунальных услуг - 30 Вт электроэнергии на 1 кв. м. общей площади помещений жилого дома. Это мало даже для коттеджа (ИЖС), а уж для многоквартирного дома такой норматив занижен по сравнению с реальным потреблением раза в три. Рассчитанная по этому нормативу толщина электрокабелей дома может оказаться заниженной, что чревато частыми отключениями, считает А.Карпов.
Норматив по твердым бытовым отходам не установлен вовсе – чиновники решили, что он будет ежегодно определяться профильным комитетом правительства СПб. По мнению экспертов, это сильно затруднит планирование как для строителей, так и для бизнеса в сфере обращения с отходами. Также неадекватным А.Карпов считает норматив по объему ливневых стоков, что приведет к неправильным расчетам мощности объектов водоотведения. Ошибкой называет эксперт предусмотренное законопроектом снижение на 10% потребления населением воды к 2025 году.
Норматив минимальной плотности сети линий наземного общественного пассажирского транспорта, установленный в размере 2 км/кв.км означает, по расчетам эксперта, что жителям отдаленных домов придется идти до остановки транспорта 700-800 метров. «Это побуждает жителей таких домов чаще пользоваться личными автомобилями, что противоречит усилиям транспортных ведомств администрации стимулировать пересаживание людей на общественный транспорт», - уверен А.Карпов.
Социальных объектов будет больше
Справедливости ради следует признать, что часть «некомфортных» показателей пришлось установить по вполне объективным причинам. Так ключевой норматив жилищной обеспеченности населения был снижен по требованию экспертов Комиссии по горхозу – чтобы приблизить его к реальности. Указанные в законопроекте 35 кв. м. общей площади на человека на период до 2025 года явно не соответствуют даже сегодняшней платежеспособности россиян, которая наверняка будет уменьшаться из-за разворачивающегося экономического кризиса. Чиновники согласились на 28 метров. Уменьшение этого показателя, при сохранении плотности застройки, увеличивает численность новоселов, а значит, и обязательства властей и застройщиков по социальной инфраструктуре и плотности улично-дорожной сети. Именно это обстоятельство и было основным мотивом для экспертов, которые стремились приблизить РНГП к европейским показателям хотя бы по обеспеченности населения социальной и дорожной инфраструктурой. Впрочем, отсутствие дифференциации по типам застройки в многоэтажных новостройках делает наши РНГП весьма далекими от комфортных.
Правда, некоторые показатели во втором чтении законопроекта были немного улучшены. Так, при проектировании территории, которую пешеход может пересечь за час («с радиусом доступности до 30 минут пешего хода»), к 55 местам в детсадах (на 1 тысячу жителей), которые власти и застройщики обязаны предоставить жителям домов в радиусе 300 метров, добавили 2 места в специализированных и 8 мест в оздоровительных детских садиках. Аналогично увеличен РНГП для школ. «Придворные» (в радиусе 500 метров – во дворе) школы должны обеспечивать 120 мест на 1 тысячу жителей, а для территории района (с радиусом доступности до 30 минут) добавили 20 мест в специализированных школах. Введен РНГП обеспеченности местами в профессиональных образовательных организациях (12 на 1 тысячу жителей). Этот норматив призван улучшить подготовку квалифицированных рабочих.
Улучшится дорожная сеть
Увеличен показатель минимальной плотности уличной сети - с 4 км на 1 кв. км застройки, на 6 км. Заметим, что сейчас во многих районах города эта плотность существенно ниже – в Купчино, например, севернее проспекта Славы, она, по расчетам А.Карпова, не превышает 2,9 км. Как и на Юго-Западе (часть Кировского и Красносельского районов) – 3,0 км. На всей территории, севернее Муринского ручья, - 3,7 км. Зато в Московском районе, в кварталах «сталинской» застройки от метро Московская до Электросилы – 5,6 км. А в центре Петроградской стороны - и вовсе 15,2 км. То есть, прежний норматив в 4 км означает воспроизводство Гражданки, а новый (6 км) предполагает уличный комфорт уровня микрорайонов «сталинской» застройки.
Несомненным достоинством законопроекта эксперты считают введение требований по доступности для жителей домов объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Раньше таких требований не было, что нередко приводило к неудобной для горожан неравномерности расположения инфраструктурных объектов.
Владимир Грязневич