Лента новостей
Оставленные во Внуково и Домодедово Boeing «Трансаэро» выставили на торги 13:44, Бизнес Королевство кривых зеркал: причудливый мир Захи Хадид 13:44, Совместный проект Раздвоение президента: что дальше будет в Венесуэле 13:43, Политика Спасатели остановили дрейфующий горящий танкер в Черном море 13:43, Общество Пилоты и авиадиспетчеры США заявили об угрозе для полетов из-за шатдауна 13:40, Общество Не надо грязи. Как биржи портят репутацию рынка криптовалют 13:40, Крипто Экс-главу кабмина Шотландии Алекса Салмонда задержали за домогательства 13:36, Политика ЦБ назвал дату запуска системы быстрых платежей 13:30, Финансы Исторический музей сообщил об исчезновении иконы XVI века 13:26, Общество Кремль назвал ситуацию в Венесуэле попыткой узурпации власти 13:15, Политика Узнайте о способностях искусственного интеллекта с Артемом Голдманом 13:14, РБК и Lexus Преподавателей НИУ ВШЭ проверят на наличие судимостей 13:12, Общество Порошенко заявил об опасности популизма на фоне событий в Венесуэле 13:10, Политика В Благовещенске руководителя приюта арестовали после гибели 47 собак 13:02, Общество МИД России осудил толкающих Венесуэлу «в пропасть кровавой междоусобицы» 12:57, Политика Медведев сообщил стоимость расселения дома в Магнитогорске 12:56, Общество В гостях у сказки: 7 мест, куда можно съездить на выходных с детьми 12:49, РБК и Mitsubishi Outlander Фонд принца Чарльза отказался от пожертвований Huawei 12:47, Общество «ПСЖ» остался без Неймара перед матчем Лиги чемпионов против «МЮ» 12:43, Спорт Как заработать на Bitcoin: криптовалюта вновь подешевела 12:40, Крипто Индийские дженерики помешали бизнесу Abbott: что это значит для акций 12:33, Quote МИД России пообещал вместе с Венесуэлой стоять на страже суверенитета 12:26, Политика Энди Уорхол и поп-арт: как найти вдохновение на дне консервной банки 12:25, Совместный проект Участника банды Гагиева в Северной Осетии приговорили к 17 годам колонии 12:22, Общество Власти Петербурга подали второй за неделю иск к «Метрострою» 12:20, Бизнес Как компенсировать подорожание топлива в грузоперевозках 12:16, РБК и Scania
Петербуржцев избавят от европейского качества жизни
Санкт-Петербург и область, 26 дек 2013, 11:31
0
Петербуржцев избавят от европейского качества жизни
Вступая на пост губернатора Петербурга в 2003 году Валентина Матвиенко пообещала сделать качество жизни горожан на уровне европейских стран. Исполнить свое обещание она не успела. Нынешняя администрация губернатора Георгия Полтавченко, похоже, вовсе отказывается от этой идеи – во всяком случае, в сфере градостроительства. Такой вывод можно сделать на основании принятого ЗакСом во втором, ключевом, чтении законопроекта «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (РНГП), определяющих минимальные показатели обеспечения петербуржцев социальными, культурными и коммунально-бытовыми объектами, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Вступая на пост губернатора Петербурга в 2003 году Валентина Матвиенко пообещала сделать качество жизни горожан на уровне европейских стран. Исполнить свое обещание она не успела. Нынешняя администрация губернатора Георгия Полтавченко не спешит воплощать эту идею в жизнь – во всяком случае, в сфере градостроительства. Такой вывод делают эксперты на основании принятого ЗакСом во втором, ключевом, чтении законопроекта «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (РНГП), определяющих минимальные показатели обеспечения петербуржцев социальными, культурными и коммунально-бытовыми объектами, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Эксперты Комиссии по городскому хозяйству ЗакСа призывали Рабочую группу, созданную после первого чтения для корректировки законопроекта, установить градостроительные нормативы хотя бы на уровне минимальных европейских стандартов (существующих в странах Восточной Европы). Однако эти предложения остались неуслышанными.

Некомфортная уравниловка

Если в европейских странах основные нормативы дифференцированы в зависимости от типов застройки (микрорайонная, квартальная, мало-, средне или многоэтажная, ИЖС и т.п.), то российские чиновники устанавливают единые РНГП. Не учитывают они и транспортную обеспеченность разных территорий, хотя наличие станции метро радикально меняет условия. И получается, что на одних территориях инфраструктуры не хватает, а на других она, наоборот, избыточна. «Это очень большой дефект градостроительной политики, - считает эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. – От него пострадают все – и жители густонаселенных территорий, которым будет не хватать мест в школах, детсадах и поликлиниках, и власти, которой придется изыскивать средства в худеющем из-за кризиса бюджете на никому не нужную инфраструктуру на малонаселенных территориях». Такая ситуация возникнет, например, по мнению А.Карпова, из-за установления единого для всех районов города норматива обеспечения территорий ливневыми стоками. На окраинах, где много открытых (неасфальтированных) территорий, этот норматив, по его мнению, завышен, а в центре, где сплошной асфальт – занижен. Чиновники не установили нормативы и для базового элемента планировочной структуры жилых зон – квартала. Хотя в Европе такие нормативы существуют даже для разных типов кварталов.

Электричество будет часто отключаться

В законопроекте остались без изменения нормативы потребления коммунальных услуг - 30 Вт электроэнергии на 1 кв. м. общей площади помещений жилого дома. Это мало даже для коттеджа (ИЖС), а уж для многоквартирного дома такой норматив занижен по сравнению с реальным потреблением раза в три. Рассчитанная по этому нормативу толщина электрокабелей дома может оказаться заниженной, что чревато частыми отключениями, считает А.Карпов.

Норматив по твердым бытовым отходам не установлен вовсе – чиновники решили, что он будет ежегодно определяться профильным комитетом правительства СПб. По мнению экспертов, это сильно затруднит планирование как для строителей, так и для бизнеса в сфере обращения с отходами. Также неадекватным А.Карпов считает норматив по объему ливневых стоков, что приведет к неправильным расчетам мощности объектов водоотведения. Ошибкой называет эксперт предусмотренное законопроектом снижение на 10% потребления населением воды к 2025 году.

Норматив минимальной плотности сети линий наземного общественного пассажирского транспорта, установленный в размере 2 км/кв.км означает, по расчетам эксперта, что жителям отдаленных домов придется идти до остановки транспорта 700-800 метров. «Это побуждает жителей таких домов чаще пользоваться личными автомобилями, что противоречит усилиям транспортных ведомств администрации стимулировать пересаживание людей на общественный транспорт», - уверен А.Карпов.

Социальных объектов будет больше

Справедливости ради следует признать, что часть «некомфортных» показателей пришлось установить по вполне объективным причинам. Так ключевой норматив жилищной обеспеченности населения был снижен по требованию экспертов Комиссии по горхозу – чтобы приблизить его к реальности. Указанные в законопроекте 35 кв. м. общей площади на человека на период до 2025 года явно не соответствуют даже сегодняшней платежеспособности россиян, которая наверняка будет уменьшаться из-за разворачивающегося экономического кризиса. Чиновники согласились на 28 метров. Уменьшение этого показателя, при сохранении плотности застройки, увеличивает численность новоселов, а значит, и обязательства властей и застройщиков по социальной инфраструктуре и плотности улично-дорожной сети. Именно это обстоятельство и было основным мотивом для экспертов, которые стремились приблизить РНГП к европейским показателям хотя бы по обеспеченности населения социальной и дорожной инфраструктурой. Впрочем, отсутствие дифференциации по типам застройки в многоэтажных новостройках делает наши РНГП весьма далекими от комфортных.

Правда, некоторые показатели во втором чтении законопроекта были немного улучшены. Так, при проектировании территории, которую пешеход может пересечь за час («с радиусом доступности до 30 минут пешего хода»), к 55 местам в детсадах (на 1 тысячу жителей), которые власти и застройщики обязаны предоставить жителям домов в радиусе 300 метров, добавили 2 места в специализированных и 8 мест в оздоровительных детских садиках. Аналогично увеличен РНГП для школ. «Придворные» (в радиусе 500 метров – во дворе) школы должны обеспечивать 120 мест на 1 тысячу жителей, а для территории района (с радиусом доступности до 30 минут) добавили 20 мест в специализированных школах. Введен РНГП обеспеченности местами в профессиональных образовательных организациях (12 на 1 тысячу жителей). Этот норматив призван улучшить подготовку квалифицированных рабочих.

Улучшится дорожная сеть

Увеличен показатель минимальной плотности уличной сети - с 4 км на 1 кв. км застройки, на 6 км. Заметим, что сейчас во многих районах города эта плотность существенно ниже – в Купчино, например, севернее проспекта Славы, она, по расчетам А.Карпова, не превышает 2,9 км. Как и на Юго-Западе (часть Кировского и Красносельского районов) – 3,0 км. На всей территории, севернее Муринского ручья, - 3,7 км. Зато в Московском районе, в кварталах «сталинской» застройки от метро Московская до Электросилы – 5,6 км. А в центре Петроградской стороны - и вовсе 15,2 км. То есть, прежний норматив в 4 км означает воспроизводство Гражданки, а новый (6 км) предполагает уличный комфорт уровня микрорайонов «сталинской» застройки.

Несомненным достоинством законопроекта эксперты считают введение требований по доступности для жителей домов объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Раньше таких требований не было, что нередко приводило к неудобной для горожан неравномерности расположения инфраструктурных объектов.

Владимир Грязневич