Петербургская фармкомпания открыла «голубой океан» в Латинской Америке
Инсулины петербургской фармацевтический компании «Герофарм» будут производиться в Венесуэле с 2024 года на площадке венесуальской компании Espromed Bio. По словам генерального директора «Герофарм» Петра Родионова, инвестиции «Герофарма» в проект, включая закупку производственного и лабораторного оборудования, а также обучение персонала, составят 20 млн евро. Эксперты называют локализацию производства отечественной компании за рубежом «значимым событием» для фармацевтической отрасли.
Долгосрочные планы
Производство будет запущено в рамках контракта «Герофарма» с правительством Венесуэлы, венесуальской биотехнологической компанией Espromed Bio и венесуальской корпорацией внешней торговли CORPOVEX на поставку жизненно необходимых лекарственных препаратов инсулина. Напомним, что «Герофарм» поставляет инсулины в Венесуэлу с 2019 года.
Как сообщает пресс-служба «Герофарма», заключенное соглашение рассчитано на пять лет с 2022 по 2026 годы и будет реализовано в два этапа. Первый этап с 2022 по 2024 годы предполагает модернизацию мощностей Espromed Bio и трансфер технологии производства готовых лекарственных форм генно-инженерных инсулинов человека (ГИИЧ). Также в Венесуэлу будет поставляться пять готовых препаратов инсулина из России. На втором этапе с 2024 года 100% ГИИЧ во флаконах будут производиться на территории Венесуэлы из субстанции «Герофарм», а аналоги инсулина и ГИИЧ в картриджах продолжат поставляться из России.
«Голубой океан»
Экспортное направление российского фармацевтического рынка развито слабо, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. За последний год отечественные фармкомпании заявляли о планах по локализации производств, связанных в основном с производством вакцин от коронавируса. Поэтому, по словам эксперта, локализация производства «Герофарма» в Венесуэле — значимое событие в фармацевтической отрасли.
В разговоре с РБК Петербург Николай Беспалов назвал две причины, почему экспорт лекарств в стране развивается медленно. Во-первых, по его словам, в стране отсутствует финансовая и организационная поддержка экспорта фармкомпаний со стороны государства. Во-вторых, российские фармкомпании зависят от поставок субстанций из-за рубежа. «Экспорт был развит в советское время, но потом всё было разрушено и рынок стал импортозависим от поставщиков сырья. Нет смысла покупать индийское или китайское сырьё, производить какой-то препарат в России и потом пытаться поставить его в третью страну. Чтобы это было экономически выгодно, нужно производить препараты по собственному циклу в России и уже поставлять за рубеж. Ситуация за последние пять-десять лет меняется — фармкомпании начинают развивать собственную сырьевую базу, но она не может измениться одномоментно», — говорит эксперт.
Среди заметных петербургских игроков, которые работают на экспорт на фармрынке, Беспалов называет «Герофарм» и «Биокад». Как отмечает эксперт, сами фармкомпании заинтересованы в экспорте, так как объём российского рынка ограничен. «Экспорт для игроков фармрынка — это «голубой океан», в котором можно практически бесконечно развиваться и выйти на другой уровень финансов», — говорит он.
Не хватает стандарта
О том, что отечественной фарме не хватает экспорта, ранее говорил основатель и генеральный директор компании «Гротекс» (Solopharm) Олег Жеребцов. По его словам, это связано с тем, что российские препараты не признаются во многих странах. «Этот провал нам нужно ликвидировать как можно быстрее: надо вводить линию на стандартизацию производства, регистрацию, стандартизацию химических субстанций, чтобы наша продукция автоматически признавалась огромным количеством стран», — отмечал он.
По его мнению, чтобы экспорт в фармацевтической отрасли развивался, в России нужно «как можно быстрее» внедрить европейский GMP (Good Manufacturing Practice; надлежащая производственная практика) или FDA (Food and Drug Administration — в США в том числе регулятор рынка лекарственных средств). «Вот Китай поставил для себя цель внедрить FDA, и за два-три года они изменили качество выпуска препаратов. Но, чтобы этого достичь, им пришлось закрыть ряд заводов, которые не соответствовали стандартам», — объясняет Олег Жеребцов.
«Герофарм» – петербургская биотехнологическая компания, основанная в 2001 году. По данным информационной системы «СПАРК», 98,04% компании принадлежат членам семьи Родионовых, 1,96% - ООО «РФПИ Управление инвестициями-15». Прибыль компании за 2020 года составила 1,7 млрд руб., выручка составила 7,9 млрд руб. Компания развивает экспортное направление. Приоритетными для компании регионами являются страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Персидского залива и Европейского союза.