СМИ: airBaltic спасет бывший партнер Чубайса и Вексельберга
В сентябре 2015 года латвийская консалтинговая фирма Prudentia в рамках контракта с правительством объявила, что нашла немецкого инвестора для национального перевозчика airBaltic. Сегодня государство владеет свыше 99% акций авиакомпании и вынуждено финансировать покупку новых самолетов из бюджета.
airBaltic - лоукостер, 99,8% его акций принадлежат латвийскому государству. В прошлом году компания перевезла 2,8 млн пассажиров, ее оборот составил 300 млн евро, а прибыль — 9 млн. Несмотря на положительный финансовый результат, в 2013 и 2014 годах пассажиропоток снижался относительно 2012 года. airBaltic осуществляет полеты в Ригу из Петербурга и Москвы. По данным российского представительства авиакомпании, около половины ее российских клиентов - транзитные пассажиры, которые летают через Латвию в другие европейские страны.
Имя инвестора не называлось, но Prudentia озвучила параметры сделки: государство продает 20% акций airBaltic за 52 млн евро, при этом инвестору предоставляется право блокировать крупные сделки, включая покупки и продажи самолетов. Инвестор также имеет право на одобрение назначений в совет директоров и исполнительные органы авиакомпании. При этом латвийское государство должно, как предлагала Prudentia, инвестировать в airBaltic 80 млн евро. Консультанты сообщили, что подписали с компанией-инвестором договор о намерениях.
Министр транспорта Латвии Андрийс Матисс заявил, что Prudentia превысила свои полномочия, раскрыв без разрешения властей существо сделки. Он сообщил о расторжении контракта с Prudentia, но указал, что не возражает против того, чтобы Prudentia продолжала консультировать airBaltic. А.Матисс не исключил, что правительство инвестирует в airBaltic, но подчеркнул, что привлечение бюджетных средств возможно только на основе детально проработанного бизнес-плана. airBaltic необходимо развиваться, чтобы не проиграть в жесткой борьбе с другими европейскими лоукостерами, подчеркнул министр: «Чем меньше инвестиций, тем скорее может наступить жесткая посадка».
Позже издание NRA.lv назвало «немецкого инвестора» — это владелец компании South American Aircraft Leasing Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес. Монтаг-Гирмес известен как финансовый консультант и инвестиционный банкир, который давно работает на российском рынке. Прежде чем начать работать в финансовой сфере, кстати, по данным СМИ, он служил в военной разведке. Свою работу в начале 1990-х годов в России он начал с должности заместителя руководителя Российского центра приватизации — организации, которая готовила рекомендации для программы приватизации Анатолия Чубайса.
Немецкий бизнесмен работал также финансовым консультантом «Инкомбанка» (обанкротился в связи с финансовым кризисом 1998 года), при этом стал известен тем, что обвинил его владельцев в краже денег кредиторов. По данным СМИ, сейчас живет в своем рыцарском замке в Саксонии, где у него богатые конюшни.
Сегодня подконтрольные Р-Д. Монтаг-Гирмесу фирмы занимаются, среди прочего, продажей и арендой российских самолетов Sukhoi Superjet. Издание NRA.lv сообщает также, что М-Д. Монтаг-Гирмес участвовал в сделках с компаниями российского миллиардера Виктора Вексельберга, которые включены в санкционные списки США и ЕС. Отвечая на запрос РБК, немецкий бизнесмен отказался подтвердить или опровергнуть свое участие в приватизационной сделке airBaltic.
После того, как имя Монтаг-Гирмеса попало в печать, латвийское правительство решило отложить решение о продаже airBaltic до 3 ноября. А.Матисс заявил, что кабинет министров должен более детально оценить как инвестиционное предложение, так и самого инвестора.