Продавцы бытовой техники и электроники рассказали о росте цен
В петербургских магазинах за год заметно изменились цены на бытовую технику и электронику. По данным игроков рынка, средняя цена в сентябре выросла на 9-10% по сравнению с началом года. Одновременно с этим большинство опрошенных РБК Петербург ретейлеров говорят о снижении среднего чека, что объясняется ростом продаж бюджетных товаров. РБК Петербург спросил крупнейших продавцов техники и электроники, какие товары дорожают быстрее всего и что ждет рынок в ближайшие месяцы.
Цены растут скачкообразно
По данным интернет-магазина «Империя Техно», основной рост цен наблюдается в категории встраиваемой бытовой техники, которая подорожала в Петербурге на 13% по сравнению с январем 2023 года. При этом разница между нынешними ценами и теми, что были зафиксированы в магазинах в сентябре прошлого года, составила всего 9% — это объясняется резким скачком цен, который произошел на рынке в середине прошлого года (потом ситуация сгладилась, говорят игроки рынка). В целом подорожание товаров обусловлено тем, что «встраиваемая техника, в основном, является полностью импортным продуктом и подвержена валютным изменениям», говорит главный аналитик «Империи Техно» Светлана Набиркина. По её словам, цена на крупную бытовую технику осталась на том же уровне по сравнению с сентябрем 2022 и повысилась на 4% по сравнению с январем этого года. Некоторые товары даже подешевели (например, стиральные машины Candy, Indesit и Atlant). Малая бытовая техника подорожала на 8% к сентябрю 2022 и на 9% — к январю 2023 года.
О росте цен говорит и общероссийская статистика. В пресс-службе «Марвел-Дистрибуции» РБК Петербург сообщили, что с начала года стоимость крупной бытовой техники выросла на 19%, малой техники — на 2%. При этом за год цены в этих категориях поднялись на 9% и 7,3% соответственно. «С точки зрения роста цен, ситуация в регионах схожая. Поэтому можно говорить о том, что годовое повышение стоимости бытовой техники в Петербурге составило порядка 8-10%. Такое подорожание нельзя назвать критичным, в целом оно укладывается в рамки ожиданий», — сообщили в компании.
Спрос на бюджетную технику
Игроки рынка отмечают неравномерную динамику спроса на товары из разных ценовых категорий. Например, в пресс-службе Wildberries сообщили, что в целом в Петербурге продажи бытовой техники и электроники на платформе выросли в сентябре этого года по сравнению с сентябрём прошлого года на 83% в деньгах и на 73% — в штуках. Но особенно заметно спрос растёт в экономичном и среднем сегменте. Хитами продаж стали смарт-часы стоимостью 2-3 тыс. руб., музыкальные колонки за 3-4 тыс. руб., фены за 2,5-4 тыс. руб., а также смартфоны, на которые жители Петербурга тратят порядка 12-15 тыс. руб.
По данным МТС, в розничных магазинах в Петербурге в сентябре продажи электроники увеличились на 21% в штуках по сравнению с тем же месяцем 2022 года и на 16% — по сравнению с январем этого года. О росте спроса на электронику, особенно на смартфоны и телевизоры, говорят и в «М.Видео-Эльдорадо», но приводят только статистику по всей стране — так, за первые восемь месяцев было продано порядка 18,5 млн смартфонов, что на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года; продажи телевизоров в России достигли 5 млн штук, что на 40% больше год к году.
Если говорить о бытовой технике, то спрос заметно падает на импортные товары, говорит Светлана Набиркина из «Империи Техно». «Импорт затруднен, а стоимость базовых моделей производителя Bosch сопоставима со средним и даже топовым уровнем товаров российских, турецких и китайских брендов. Покупателя тут не обманешь, и он голосует в пользу товаров с локализованным производством», — говорит она. При этом эксперт отмечает, что вне конкуренции остаются премиальные модели европейских брендов, которым нет аналогов на российском рынке. «Завоевать доверие в ценовой категории более 80 тыс. руб. намного сложнее. Здесь потребитель готов платить больше с учетом выросшего курса и относительно высокого дефицита», — полагает Набиркина.
В «Марвел Дистрибуции» сообщают, что в августе продажи техники сократились по сравнению с июлем. Это связывают как с сезонностью спроса — летом рост продаж обеспечивают кондиционеры, так и с ростом курсов доллара и евро. «Спрос сместился в сторону низкого и среднего ценового сегмента, покупатели ориентируются на оптимальные решения с точки зрения цены и качества», — сообщили в пресс-службе.
Средний чек падает
Несмотря на рост цен, большинство опрошенных РБК Петербург крупных игроков рынка сообщили о падении среднего чека в своих магазинах с начала года. Это связано с возросшей популярностью бюджетной китайской и бытовой техники, которые всё чаще выбирает покупатель. «Мы фиксируем снижение среднего чека на популярные товары, что связано с возросшим спросом на китайскую электронику в низком ценовом сегменте. Например, в категории смартфонов средний чек сократился на 12%, а в носимой технике (наушники, умные часы, фитнес-трекеры) — на 32%», — рассказали в пресс-службе МТС.
О снижении среднего чека сообщили РБК Петербург и в «М.Видео-Эльдорадо», ссылаясь на общероссийские данные. По их данным, за год он снизился примерно на 15%, до 21,5 тыс. руб. «В количественном выражении 75% продаж пришлось на производителей из Китая, которые продолжают расширять своё присутствие, выводить новинки, конкурировать между собой и растить узнаваемость у российских потребителей. Доля девайсов до 15 тыс. руб. в денежном выражении увеличилась до 25%, а в штуках составила около 60%», — сообщили в пресс-службе.
Что касается бытовой техники, то, по оценке «М.Видео-Эльдорадо», средний чек в январе-июле этого года снизился по сравнению с январём-июлем прошлого года до 35 тыс. руб. на холодильники и до 30 тыс. руб. — на стиральные машины.
Ценовые прогнозы и «много распродаж»
Собеседники РБК Петербург говорят, что дальнейшая динамика цен будет зависеть от курса валют на момент закупки. У большинства продавцов есть запас товаров, поэтому они продают имеющиеся партии, приобретенные по «старому» курсу. В пресс-службе «Марвел-Дистрибуции» считают, что достаточный сток бытовой техники «позволит сгладить неизбежную индексацию» цен для потребителей.
Коммерческий директор «Имерии Техно» Михаил Зинченко при этом отмечает, что стандартная оборачиваемость оптовых складов составляет от 2 до 3 недель, а значит рост курса валют в ближайшее время повлияет на формирование цены. «У всех компаний внутренняя переоценка идет исходя из курса доллара или евро, так как продавать товар надо всегда исходя из того, что в дальнейшем рублевую торговую выручку нужно снова перевести в валюту для проведения новой закупки. В связи с этим, все цены практически молниеносно пересчитываются в рублевом эквиваленте, как только импортер заявляет о повышении отгрузочных цен», — поясняет он.
Впрочем, есть фактор, который будет сдерживать рост цен — это обострившаяся конкуренция между китайскими производителями и российско-турецкими, считает Зинченко. «Все сборочные конвейеры возобновили работу и активно собирают технику разных брендов. Стабильно работает импорт из Китая и Турции. В ходе борьбы за долю рынка мы увидим много распродаж и промо предложений до конца года», — полагает эксперт.