Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 
Эксклюзив

Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

Музей оптических иллюзий — один из более 60 новых музеев города
Музей оптических иллюзий — один из более 60 новых музеев города (Фото: Замир Усманов/Интерпресс)

За последние 10 лет в Санкт-Петербурге открылось 66 новых музеев. Из них чуть более половины (34) открылись в последние 5 лет, показало исследование РБК Петербург. Таким образом, в городе каждый год появляется в среднем 6-7 новых музейных локаций. Учитывая, что только 14% от всех новых музеев являются государственными, статистика однозначно говорит о массовом приходе в музейную сферу частных игроков.

На бойком месте

Всего в Северной столице музеев в настоящий момент действует, по разным оценкам, от 250 до 400 музеев различных форматов и размеров. 66 из них были открыты в последнее десятилетие. При этом 7 из этих 66 музеев уже прекратили свое существование. Вероятно, одной из причин, повлиявших на закрытие этих площадок, стала высокая арендная ставка, из-за чего данные музеи были убыточными. 6 из 7 музеев располагались в Центральном и Адмиралтейском районах, где арендная ставка одна из самых высоких в городе. Но другие музеи это не пугает. Около половины всех новых музеев выбрали Центральный и Адмиралтейский районы в качестве своей локации.

Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

Каждый 10-й музей выбирал Василеостровский или Петроградский район города. 6 музеев расположилось в Московском районе. Далее по популярности расположения площадок идут Выборгский, Калининский, Петродворцовый и Приморский районы. Помимо этого, несколько музеев открылись за чертой города, в Ленинградской области. Как мы видим, высокая транзитная активность — один из главных факторов при выборе площадки. Однако это зависит и от целей, которые музей перед собой ставит.

Поиск мотивации

Среди новых музеев можно найти как филантропические частные коллекции, открытые для посетителей несколько раз в неделю (а то и в год), так и коммерческие проекты, главная цель которых — извлечение прибыли. Зачастую небольшие частные коллекции располагаются на базе какого-либо учреждения. Например, Музей истории радиационных катастроф или Музей ленинградского детства располагаются на базе общеобразовательных школ, а Музей истории спортивных луков или Фехтовальный зал-музей имени Ивана Сивербрика — при культурно-спортивных центрах. Как правило, вход в такие музеи бесплатный или позиционируется как добровольное пожертвование. В других случаях вход может оказаться платным, но в рамках посещения будут предусмотрены экскурсия или мастер-класс. Из 66 проанализированных музеев две трети оказались платными. Средняя стоимость билета в эти музеи составила 378 рублей. Важно отметить, что только 14% от всех новых музеев являются государственными. Остальные были созданы с привлечением частных инвестиций.

Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

Музейная типология

Одним из важнейших факторов при создании музея является его концепция. Так, в Петербурге наиболее популярны художественные музеи и галереи, составившие 36% от общего числа новых площадок. Совсем рядом расположились так называемые развлекательные музеи — 33% от общего числа. К ним можно отнести и Музей эмоций, и Музей иллюзий, и Выставку киногероев Movieart. Помимо этого, большую долю рынка (29%) занимают музеи, посвященные науке и технике. Далее расположились исторические, военно-исторические, этнографические и краеведческие музеи.

Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

Попытка интерпретации

Слово «паноптикум», которое вынесено в заголовок этой публикации, многозначно — и здесь оно использовано именно в этом качестве. С одной стороны, гласит энциклопедия, паноптикум (от др.-греч. πᾶν «всё» + ὀπτικός «зрительный») — это и есть музей, коллекция разнообразных необычайных предметов. Но в нашем обиходном языке укоренилось метафорическое значение — паноптикум как собрание каких-то невероятных, может быть даже жутких, предметов. Возможно, музейный Петербург и начинался с такого паноптикума — как иначе назовешь коллекцию «уродов», которую собирал основатель города Петр Великий? В последующие времена концепция музея усложнилась и гуманизировалась, музей стал трактоваться как храм высокой культуры. После падения коммунистического режима, который жестко регламентировал концепции музеев, мы, что называется, вернулись к истокам — то есть к экспозиционированию всего необычного, и прекрасного, и ужасного, и съедобного — и далее по списку.

Второй, важнейшей чертой нынешнего этапа музейного развития, его источником, можно считать легализацию коллекционирования. В старые времена крупнейшие музеи представляли собой частные коллекции — так, например, Эрмитаж был частным собранием царской семьи. После социалистической революции все частное оказалось под ударом. Крупнейшие частные собрания, украшавшие стены и залы дворянских особняков, были свезены в государственные музеи — именно так сложились колоссальные (в каком-то смысле даже избыточные — ведь большая часть экспонатов находится в запасниках, их просто негде выставлять) коллекции того же Эрмитажа, Русского музея и так далее. Разумеется, страсть к коллекционированию убить не удалось, но жизнь собирателя была трудной, статус коллекций зачастую был рискованный. И только в «лихие» (в лучшем смысле слова) девяностые частные собрания были легализованы. Богатые люди стали создавать сначала закрытые собрания разных масштабов, а затем постепенно превращать их в открытые, публичные музеи.

Разумеется, частный музей концептуально отличается от государственного, академического. Но в этом и состоит его прелесть — ведь каждый частный музей, независимо от масштаба, представляет не только склад дорогих предметов, но и некий ракурс, интересный взгляд на мир, своего рода музейный бутик.

«ДЕЛАЙТЕ МУЗЕИ РАЗНЫЕ!»

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, о новых петербургских музеях:

Александр Боровский
Александр Боровский

«Активное открытие частных музеев — очень позитивное дело. Примечательно, что у нас наблюдается крен в сторону небольших частных музеев. Наверное, это связано с тем, что раньше, в советское время, их не было и не могло бы быть. Тогда был странный жанр мемориальных квартир, создание которых имело характер обязаловки, а порой и фейка. Помню, как мы студентами делали экспозицию музея-квартиры Тараса Шевченко из каких-то подрамников и палитр, якобы ему принадлежащих.

Большое количество новых музеев есть признак гражданского общества, так и не вставшего на ноги. Это примета общества, в котором большой капитал пока не осознал свои обязательства, а вот капитал средний хочет создавать что-то позитивное. Вообще, сейчас удивительный бум культурного потребления — люди стали ходить на лекции, творческие встречи. Происходит усиление активности в этом направлении. Люди вкладывают деньги в создание музеев, другие люди этим интересуются — я только за это движение!

Создать частный музей безумно трудно, это требует больших капиталов и энтузиазма, потому что музейные коллекции — это абсолютно неокупаемая вещь. Входные билеты не окупят и одну сотую затрат. А мотивация создателей частного музея, как и у любого коллекционера, — собрать и показать. Это такой анти-Плюшкин. Если Плюшкин собирает только для себя, то коллекционер показывает всем, что и культурно, и благородно.

Конечно, не все, что открывается, на самом деле является музеем. Но и другого слова, которым мы могли бы назвать это явление, у нас нет. Есть государственные музеи-линкоры, а есть частные музеи-суденышки. Частные музеи — это такие блуждающие звездочки, которые нужны городу и культуре.

Делайте разные музеи! Музеи плохого искусства, музеи соцреализма — все это нужно. Я все время предлагаю коллекционерам делать тематические собрания. Например, если ты занимаешься обувью, сделай музей живописи и объектов, отражающих обувь. Это безумно интересно. На Западе были потрясающие выставки, посвященные канализации в искусстве или светоприборам в искусстве. Такая тематизация идет на пользу музею, потому что позволяет избежать дублирования выставок.

К тому же в Петербурге еще много мест, которые напрашиваются, чтобы сделать там музей. Например, на Таврической, 35, находится «башня» поэта Вячеслава Иванова. Там собирался весь духовный мир Петербурга начала ХХ века — Мережковский, Гиппиус, Блок. В том же доме находилась художественная студия Званцевой, где бывали Шагал, Петров-Водкин. И таких мест, которые буквально требуют музеификации, еще много».

Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Минск назвал погибшего президента Ирана и главу МИД друзьями Белоруссии Политика, 09:17
В Севастополе объявили воздушную тревогу Политика, 09:16
Как «инфляция шаурмы» в Германии угрожает канцлеру Шольцу Pro, 09:12
Мадуро выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана Политика, 09:06
Как диспансеризация может поддержать экономику Национальные проекты, 09:00
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц Pro, 08:56
Далио, Линч, Харрари: гуру отвечают на 11 самых важных жизненных вопросов Pro, 08:38
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Правительство Ирана выступило с заявлением после гибели президента Политика, 08:33
Правительство Ирана анонсировало экстренное заседание после гибели Раиси Политика, 08:24
Иранская биржа приостановила работу из-за гибели президента Экономика, 08:23
Что гибель Эбрахима Раиси значит для политической системы Ирана Политика, 08:20
При крушении вертолета Раиси погибли восемь человек Политика, 08:05
Минпромторг предложил регионам самим ограничивать долю торговых сетей Бизнес, 08:00
Полномочия президента Ирана после гибели Раиси получит Мохаммад Мохбер Политика, 07:54