Накануне весны: «Готовимся к большой переобувке и дефициту»
На фоне новостей о падении заболеваемости коронавирусом и начале массовой вакцинации населения некоторые предприниматели заговорили о надежде на скорое восстановление потребительского рынка. Насколько адекватны такие настроения сегодняшнему положению вещей? Ожиданиям и планам бизнесменов на ближайшие месяцы посвящен цикл мнений «Накануне весны». Сегодня своими наблюдениями и прогнозами на ближайшее «постпандемийное» будущее с РБК Петербург поделился представитель шинного рынка.
Андрей Пантюхов, исполнительный вице-президент Nokian Tyres, бизнес-регион Россия и Азия:
«В 2021 году ожидаем оживление в экономике, которое приведет и к росту нашего рынка. Мы планируем вырасти в продажах как конечным потребителям, так и дистрибьютерам. Это ожидание основано на том, что система дистрибьюции прошлый год закончила с рекордно низкими остатками непроданной продукции, к летнему сезону 2021 года уже размещены очень большие заказы в ожидании весенней «переобувки», которая начнётся в апреле. Более того, мы уже готовимся к зимнему сезону 2021 года, спрос есть и на зимние шины в перспективе. Если в прошлом году зима была теплая и почти без осадков, то в этом году холодная погода напомнила потребителю, что в России зима бывает с морозом, льдом и снегом.
«Система дистрибьюции прошлый год закончила с рекордно низкими остатками непроданной продукции, к летнему сезону 2021 года уже размещены очень большие заказы в ожидании весенней «переобувки»
Парадоксально, но прошлый кризисный год для нас был удачным. Произошло перераспределение потребления, когда люди отказались от привычных трат — на путешествия, развлечения, рестораны. Эти деньги частично перераспределились в сбережения, частично — на товары длительного спроса, в том числе на покупку шин. У нас даже в прошлом году был дефицит на зимние шины; и сейчас ожидается аналогичная ситуация в предстоящем летнем сезоне.
Вызовы на этот год предугадать крайне сложно — я ожидаю чего угодно. Прошлый год научил адаптироваться и гибко реагировать на любые изменения так, как раньше нам не приходилось делать. Что может повлиять на отрасль–регулирование по обращению с отходами, в частности, постоянно возникающие инициативы реформировать систему с обращениями с изношенными шинами. Сейчас шинная отрасль — единственная отрасль в России, которая самоорганизовалась и создала систему сбора и утилизации изношенных шин. В прошлом году активно озвучивались инициативы пересмотреть эту систему и запретить компаниям самостоятельно заниматься утилизацией, передав этот вопрос в руки очередному госмонополисту. Это закончится тем, что с бизнеса, в том числе с нашей компании, будут собирать дополнительные деньги. Такие инициативы возникают с завидной регулярностью, возможно, этот вопрос войдёт в повестку дня для шинной отрасли и в этом году.
«Парадоксально, но прошлый кризисный год для нас был удачным»
Что касается офисной работы, то мы, как и большинство компаний, полностью перешли на «удалёнку» и находимся на ней по сегодняшний день. Я понимаю, что такой длительный период удалённой работы уже оставил неизгладимый след в понятии офисной работы в целом. Поэтому полного возврата к такой офисной работе, какой она была до марта 2020 года, никогда не будет. Будущее — за гибридной формой, когда люди будут проводить часть времени в офисе, на личных встречах, но большинство будет работать удалённо оттуда, где им это удобно делать. Те сотрудники, которые не имеют возможности работать дома, сейчас приезжают в офис, но это единичные случаи. Мы два месяца назад провели корпоративное исследование и могу сказать уверенно — из-за «удалёнки» эффективность компании не ухудшилась и даже несколько выросла.
«Полного возврата к такой офисной работе, какой она была до марта 2020 года, никогда не будет»
Тем не менее, офисные площади мы не сокращаем. Наш офис находится на территории с производством — это 10 км от Всеволожска, в лесу — не думаю, что мы от него откажемся. Элементы коворкинга, рабочих кафе, новых конфигураций рабочего пространства появились в нашем офисе задолго до пандемии, мы планируем продолжать работать в этом направлении по мере необходимости.
По моим оценкам, завод Nokian Tyres во Всеволожске продолжит работать на полную мощность до конца 2021 года, поэтому у нас есть план по расширению персонала — сейчас ведём набор сотрудников на производство. Также сегодня у нас в приоритете вакцинация сотрудников, особенно тех, кто работает на производстве. Мы договорились с одной из частных клиник, и все желающие сотрудники за счёт компании прививаются там.
Пандемия стала поводом для многих компаний использовать новые инструменты коммуникаций. Ещё в 2019 году мы начали перевод сотрудников на «Office 365» (продукт Microsoft). Это очень помогло нам в пандемию. Сейчас на платформе Microsoft Teams у нас хранятся все документы и всё общение между сотрудниками компании идёт через него. Пользоваться Zoom нашим сотрудникам официально запрещено. Наша IT-служба считает, что эта платформа не обеспечивает должного уровня конфиденциальности и информационной безопасности.
«Пользоваться Zoom нашим сотрудникам официально запрещено»
Также появились новые инструменты для конечных потребителей. Мы запустили маркетплейс осенью 2020 года, на котором потребитель может изучить наш ассортимент, выбрать торговую точку для покупки, заказать шины и записаться в сервисный центр. Сейчас такая возможность есть у жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году планируем расширить географию маркетплейса и добавить новые функции».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова