Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Международная коалиция ответила на вывод российских войск из Сирии 20:22, Политика Дуров объяснил смену алгоритма шифрования Telegram 20:21, Технологии и медиа ММК приобрел завод по производству оцинкованного проката 20:20, Бизнес Рутений в 2017 году стал лидером среди металлов по росту цены 20:13, Бизнес АФК «Система» снизит долю в «Детском мире» 20:07, Бизнес Первые после биткоина: какие еще криптовалюты интересуют инвесторов 20:06, Деньги Суд привлек Siemens третьим лицом по делу о поставках турбин в Крым 19:54, Бизнес Тест: как выглядеть красиво на всех фото 19:53, РБК и Huawei Экс-премьер Украины Яценюк рассказал о беседах с Медведевым 19:42, Политика «Первый» не смог вернуть лидерство среди телеканалов по аудитории 19:41, Технологии и медиа Роспотребнадзор назвал меркаптан причиной вони в Москве 19:31, Общество Звездные визажисты: кто красит Ксению Собчак, Селену Гомес и Шэрон Стоун 19:30, Спецпроект РБК PINK Путин приехал в третью страну за день 19:30, Политика Чемпионат России по футболу. «Ахмат» — «Зенит». Онлайн 19:30, Спорт Секрет датского счастья прост — хюгге 19:25, РБК и Philips Дональд Трамп подпишет «Директиву № 1» о полетах на Марс 19:15, Технологии и медиа СМИ разместили фото задержания подозреваемого во взрыве бомбы в Нью-Йорке 19:13, Общество МОК заподозрил еще двух российских призеров Олимпиады в Сочи 19:08, Спорт Бетон и шипы: в Сан-Диего начали испытание стены Трампа 19:07, Общество  Какая революция произошла в лечении инсультов 18:59, Партнерский материал В Минпромторге рассказали об удвоении утилизационного сбора на автомобили 18:57, Общество Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 18:53, РБК и Porsche Вход в римский Пантеон станет платным 18:50, Общество Против сжегшей дом в отместку за выселение жительницы ХМАО возбудили дело 18:48, Общество «Роскосмос» установил причины аварии запущенного с Восточного спутника 18:40, Общество Умер писатель Сергей Есин 18:37, Общество Технологическое решение: почему России нужно производство СПГ в Арктике 18:35, Мнение Правительство заморозило обсуждение пенсионной реформы до конца 2018 года 18:24, Экономика
«Офисный планктон» оставляют без фитнеса и бизнес-ланча
Санкт-Петербург и область, 26 фев, 2016 16:40
0
«Офисный планктон» оставляют без фитнеса и бизнес-ланча

«Я не вижу глобального снижения спроса. У нас арендные ставки не падают, арендаторы не съезжают. Наверное, кризис еще не наступил», — прокомментировал вопрос об изменениях на рынке офисной недвижимости управляющий партнер УК «Лидер» Денис Кириллов. «Арендные ставки упали в рублях на 30-50%, рынок находится в жестком пике, спроса нет», — категорично возразил ему президент «Евразии Холдинг» и сети «Фитнес Хаус» Алексей Фурсов. Участники организованной РБК дискуссии оживленно обсуждали судьбу ресторанов и фитнес-центров, расположенных в петербургских офисных комплексах, в контексте экономического кризиса.

Половина денег — лучше, чем ничего

Поскольку человек проводит на работе основную часть жизни, а работа современных горожан сосредоточена, в значительной мере, в офисах, то офисные центры стали важными элементами городской среды. К рабочим местам подтянулись рестораны, спортзалы, SPA-салоны, и теперь крупный бизнес-центр играет роль общественного пространства для одного или нескольких микрорайонов. «Комплексный подход привлекает в бизнес-центры посетителей, но его экономика сейчас находится под давлением», — обозначил наступающие перемены руководитель направления торговой недвижимости УК «Бестъ» Станислав Ступников.

«Рестораны необходимы, чтобы кормить работников офисов, и они пока выдерживают существующие арендные ставки, — продолжил он. — А вот спортивные залы по ставкам в 1200 рублей за кв. метр, которые выставляют им бизнес-центры, работать точно не могут». По словам С.Ступникова, в новых условиях есть три варианта размещения спортзала в офисном центре: «либо это бизнес-центр класса «минус C», с самой дешевой арендой, либо собственник недвижимости выступит соинвестором спортивного объекта, либо стороны договорятся о снижении ставки для фитнес-центра почти вдвое». «Во многих случаях договориться придется, потому что нет другого выхода: ставка в 1200 рублей, деленная на два, это тоже деньги, плюс привлечение интереса к офисным помещениям. В противном случае, иные бизнес-центры будут просто пустовать», — говорит Ступников.

Алексей Фурсов, президент «Евразии Холдинг» и сети «Фитнес Хаус» (Фото: РБК СПб)

Арендодатели уже сейчас идут на уступки в части ставок, и продолжат это делать, уверен Алексей Фурсов. «Даже холдинг «Адамант», который никогда не опускал ставки аренды, сегодня снижает свои рублевые интересы на 30%», — отметил он.

Наследие тучных времен?

Не только операторы дополнительных услуг приносят меньше, чем раньше, денег офисным центрам, но и наоборот: так называемый «офисный планктон» — теперь не слишком выгодная клиентура. «Мы все делаем для того, чтобы не идти в бизнес-центры, — рассказала исполнительный директор сети SPORTLIFE Виолетта Езус. — Клиентская база фитнес-клуба в бизнес-центре нестабильна — корпоративные клиенты составляют в ней от 30 до 50 процентов; одна корпорация съехала — доходов нет, а сейчас корпорации съезжают часто». Кроме того, произошли существенные для операторов услуг изменения в стиле офисной жизни. «Раньше работник должен был прийти в 9 утра и в 6 вечера уйти, обед у него длился строго с 13 до 13.40, а сейчас у многих компаний — практически хоум-офис», — констатирует Виолетта Езус. «Соответственно, объекты, расположенные внутри бизнес-центров, слабо посещаются», — заключила она. Более того, офисные работодатели попросту сокращают своих сотрудников, — добавил Алексей Фурсов. «Пока продолжаются увольнения людей, арендодатели будут съезжать из бизнес-центров», — считает он.

«На одних бизнес-ланчах ресторану сложно выжить, — поддержала тезисы собеседников генеральный директор Forum Restaurant Group Галина Белоусова. — Тем более, что идет обнищание людей, и посетители экономят даже на среднем чеке обеда». «И в бизнес-центрах класса А+ есть категории работников, которые приносят еду с собой, причем они делают это все чаще, — отметил вице-президент Stroganoff Group Леонид Гарбар. — Либо работники, если их выпускают, ищут что-то подешевле снаружи».

Леонид Гарбар, вице-президент Stroganoff Group (Фото: РБК СПб)

«При возросшей конкуренции расположение ресторана внутри бизнес-центра является серьезным минусом — гостям из города неудобно туда заходить, а обслуживать только «местных» — не вполне выгодно и совсем не интересно, — считает владелец и шеф-повар ресторана Four Hands Сергей Фокин. — Эта история — точно не для авторских ресторанных проектов».

Возможно, симбиоз офисных помещений и общественных пространств уходит в прошлое, в котором нефть была дорогой, а «офисный планктон» — богатым.

Не закрытие — распределение

Денис Кириллов не согласен с этим выводом: «В нашем офисном центре ресторан открылся на 41-м этаже, что не остановило посетителей — в один из первых дней работы он собрал выручку в 8 миллионов рублей». Премиальный фитнес-центр, готовящийся к открытию в «Лидер Тауэр», уже продал, по словам Кириллова, порядка 500 абонентов. «По моему мнению, кластер разнообразных услуг будет востребован в нашей локации», — говорит Кириллов.

Рынок многофункциональных центров, сочетающих офисные помещения с услугами и общественными пространствами, не закроется — произойдет перераспределение в пользу более удачных концепций и локаций, прогнозирует исполнительный директор МФК «Лахта-центр» Александр Бобков. «В таких сегментах, как общественное питание и организация досуга, критически важны качество и нестандартные идеи, так что успешные операторы оттянут на себя спрос», — считает он. «Например, высотный ресторан на 76-м этаже, с вращающимся полом, или бар внутри огромной арки, запланированные в нашем проекте, уверен, будут хорошо посещаемы», — добавил он.

Александр Бобков, исполнительный директор МФК «Лахта-центр» (Фото: РБК СПб)

Современному человеку важен полноценный «микс» услуг, доступный в течение рабочего дня. Также горожанам важно сохранить привычную им стилистику потребления, — говорит совладелица сети кофеен «Даблби» Наталья Ланцевич. «Наш потребитель любит пить кофе в приятной атмосфере, заниматься йогой, ходить на выставки, — поясняет она. — Даже получая меньше, он не сменит авторскую кофейню на кофейный автомат, и подходящий ему фитнес-клуб — на подвальный тренажерный зал». «Бизнес-центры, которые добьются оптимального сочетания услуг не только по функционалу, но и по ценностям своих целевых потребителей, пустовать не будут. Тем сложнее экономическая ситуация, тем эффективнее хорошие концепции», — заключила Наталья Ланцевич.