Петербуржцы потянулись в торговые комплексы
По их данным, на шестой неделе 2016 года Shopping Index (индекс покупательской активности, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м. арендопригодной торговой площади) вырос в Петербурге сразу на 59 пунктов.
По словам президента Watcom Group Романа Скороходова, изменение плотности покупательского потока в середине февраля, нетипично для этого периода. «В предыдущие годы именно в эти дни мы не наблюдали такого роста Shopping Index, — говорит он. — Сейчас мы видим, что показатель покупательской активности вплотную приблизился к уровню докризисного 2014 года, когда влияние негативных экономических тенденций еще не было столь существенным, как сейчас».
Отрицательную динамику изменения Shopping Index специалисты фиксировали с апреля 2014 года. А начиная примерно с конца августа 2015 года индекс был стабильно ниже, чем годом ранее, что говорит о постепенном усилении влияния негативных экономических факторов. Текущий год также начался с негативной динамики покупательской активности, но на шестой неделе 2016 года посещаемость торговых комплексов начала расти.
Покупательский трафик в этот период начал расти и в других городах России, отметили аналитики. Показательно, что в Москве снижение плотности покупательского потока в предыдущие годы было более ярко выражено, чем в Петербурге. По мнению Романа Скороходова, это связано с вводом в столице целого ряда крупных торговых комплексов в конце 2014 — начале 2015 года, что привело к размытию покупательского потока.
Впрочем, объяснить причины всплеска покупательской активности специалисты Watcom Group затруднились. «Возможно, мы наблюдаем отложенный спрос — люди долгое время откладывали покупки, надеясь на скорое изменение экономической ситуации, а потом они решили, что откладывать покупки дальше нет смысла», — предполагает Р.Скороходов. По его мнению, рост, который мы наблюдаем сейчас, скорее всего, является временным.
Такого же мнения придерживается генеральный директор InfoLine Иван Федяков. Он уверен, что нынешний всплеск посещаемости торговых комплексов не говорит о серьезных изменениях в настроении покупателей. «Это не более чем статистические колебания, связанные с тем, что в конце 2014 года наблюдался ажиотажный спрос, и, как следствие, розничный товарооборот в физической массе вырос более чем на 10%, а в конце 2015 года мы увидели 15-процентное падение, — говорит И.Федяков. — То, что мы видим сейчас, это небольшая коррекция относительно предыдущего падения».
По мнению экспертов, говорить о стабилизации покупательской активности можно будет лишь в случае, если позитивная динамика Shopping Index будет сохраняться в течение нескольких недель.