Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами.
Фото: УК Старт Девелопмент
Фото: УК Старт Девелопмент

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами. В рамках специального проекта "Недвижимость" РБК открывает новую рубрику - "Проект десятилетия". В этом разделе мы будем ежемесячно рассказывать о самых резонансных проектах освоения территорий в Петербурге и ближайших районах Ленинградской области и постараемся максимально точно раскрыть суть каждого из проектов и подробно прорисовать его детали.

Первым в списке станет проект города-спутника "Южный", который реализует в Пушкинском районе Петербурга компания "Старт Девелопмент". Сейчас инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла — общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника. Расскажем подробнее о том, что такое города-спутники, кто и на какие деньги будет строить на огромной территории дороги и инженерные сети, а также каково мнение экспертов — специалистов по недвижимости, урбанистов - о перспективах данного замысла, в чем они видят его плюсы и потенциальные "болевые точки".

"Южный" в цифрах:

площадь земельного участка — 2012 га
площадь жилья — 4,9 млн кв. м
площадь коммерческой и промышленной недвижимости — 1,5 млн кв. м
количество жителей — 134 тыс. человек
количество рабочих мест — около 21 тыс.
объем инвестиций — 176 млрд руб.
срок реализации — 19 лет

Хронология событий:

2009 год — приобретение компанией "Старт Девелопмент" земельного участка под "Южный"
7 апреля 2011 года— проект "Южный" получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга
7 февраля 2012 года — проект "Южный" вошел в перечень утвержденных правительством РФ приоритетных инвестпроектов
25 июля 2012 года — подписано соглашение между "Старт Девелопмент" и администрацией Петербурга о реализации стратегического инвестпроекта создания города-спутника "Южный"
18 октября 2012 года — комиссия по поправкам в Генеральный план развития Петербурга одобрила предложения о внесении корректировок в документ в связи с реализацией проекта города-спутника "Южный" и рекомендовала их к вынесению на общественные слушания
28 марта — 2 апреля 2013 года— во всех районах Петербурга состоялись общественные слушания по внесению изменений в Генплан Петербурга, связанные с реализацией проекта города-спутника "Южный"
май-июнь 2013 года(ориентировочно) — после внесения поправок и утверждения проекта города-спутника Комиссией по Генплану Санкт-Петербурга корректировки должны быть утверждены Законодательным собранием и подписаны губернатором Петербурга.

Что такое город-спутник?

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса. По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они "сопровождают", находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него. Формирование городов-спутников — практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики.

В случае с проектом "Южный" изначальный замысел возник именно исходя из данных факторов. Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье. В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок — большой площади (2012 га), без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок.

Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

Кто будет строить город-спутник "Южный"?

Генеральным девелопером территории будет собственник земли — управляющая компания "Старт Девелопмент". Имея достаточный опыт в сфере недвижимости, в данном проекте компания будет отвечать за вопросы подготовки концепции города-спутника, согласование ее с властями (в том числе речь идет и о поправках в Генеральный план), развитие инфраструктуры. Непосредственно вести застройку на территории будут другие девелоперские компании — они будут получать под реализацию своих проектов под единой концепцией уже подготовленные инженерно земельные участки, но возможно, что до 30% обшей площади "Старт Девелопмент" будет застраивать самостоятельно.

Справка о девелопере:

УК "Старт Девелопмент" работает на рынке недвижимости с 2007 года. В портфеле проектов — малоэтажный район "Золотые ключи", участки под дачное строительство в проекте "Тайберри", земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти и Пушкинском районе города под строительство жилья, проект индустриального парка "Дони-Верево" и другие объекты коммерческой недвижимости. Общий объем земельного банка компании — более 40 млн кв. м.

Откуда в "Южном" вода, электричество и дороги?

В соответствии с соглашением, которое "Старт Девелопмент" подписал с администрацией Петербурга в июне прошлого года, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно. Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры (предполагается возвести в "Южном" 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивно-досугового центра, 9 медицинских центров). Общий объем затрат на инфраструктуру оценивается примерно в 30 млрд руб. Например, предполагается расширение Киевского и ремонт Старогатчинского шоссе.

Один из вопросов, а именно с водоснабжением и канализованием, "Старт Девелопментом" по сути решен: в августе 2011 года "Старт Девелопмент" стал владельцем 75% минус 1 акция компании "Ленинградские областные коммунальные системы" (ЛОКС) и чуть более чем за год осуществил работы по реструктуризации компании и вывода ее из кризиса. Сейчас, подготовив договорную базу для Южного, девелопер выставил ЛОКС на торги, чтобы найти профильную компанию, которая будет дальше заниматься эксплуатацией сетей. Не исключено, что ряд проектов по строительству инфраструктурных объектов будет решен в "Южном" на основе государственно-частного партнерства.

Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

Закончена реконструкция автодороги М-20 на участке от дороги на Пушкин до Дони, а также автодороги М-10 на участке от КАД до пос. Ям-Ижора в административных границах города
Перспективной автодорогой является проектируемая кольцевая скоростная магистраль КАД-2.
Планируется строительство широтной магистрали по направлению Волхонское шоссе – Петрозаводское шоссе, а также первая очередь строительства продолжения Витебского проспекта
Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро "Звездная" по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника "Южный" (проект пока не утвержден)

Малоэтажная или многоэтажная застройка предусмотрена в "Южном"?

На территории проекта предполагается коттеджная, малоэтажная и среднеэтажная застройка. В центральной части участка в основном разместятся здания высотой до 30 метров, во внешнем поясе — до 15 метров. Девелопер будет предлагать строительным компаниям разные варианты участков: от 10 га, которые могут быть интересны крупным строительным компаниям, 1-5 га для средних и мелких застройщиков.

Кто будет жить и работать в "Южном"?

На территории "Южного" предусмотрено 126 га под размещение производств. Еще примерно столько же находится на территории Ленинградской области, примыкая к Южному со стороны поселка Дони. Возможность размещения своих мощностей в "Южном" рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители. Главное, что должно привлечь в спутник производства — наличие подготовленных площадок в удачной локации (близко к аэропорту, основным магистралям, порту). Потенциальными покупателями жилья в "Южном" станут как петербуржцы, которые хотят улучшить свои жилищные условия, а также покупатели из регионов.



Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН: Размер проекта — основная "болевая точка" и одновременно — главное преимущество

Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

В чем, на Ваш взгляд, основные "болевые точки" проекта?

Основная болевая точка и одновременно основное преимущество – это размер проекта. Традиционно у нас нет хорошей российской и советской школы урбанистики, подходящей для решения задачи подобного уровня. В советское время мы решали более прикладные задачи, степень детерминированности была выше. Государство в качестве единого заказчика говорило нам, что будет, где будет и когда будет. Сегодня уровень неопределенности и скорость изменений выше. Поэтому при разработке подобных проектов мы должны создавать среду, а не проектировать исключительно конкретику. То есть, с одной стороны, должно быть столько конкретики, чтобы проект был узнаваем, а с другой - в этой конкретике должна быть определенная степень свободы. Нужно продумывать решение во всем множестве его вариантов. Однако у нас такого подхода в настоящее время нет. Что касается инфраструктуры – транспортной, социальной, инженерной и т.д. – это тоже проблемные точки. Они должны быть подчинены требованиям среды.

Как можно решить или предотвратить возможное превращение этих болевых точек в проблему?

Чтобы решить эти проблемы нужно две вещи. Во-первых, качество концептуальной идеи самого проекта развития территории и привязка его к конкретным деталям: территории, локации, инженерии и т.д. Во-вторых, вовлечение в создание новой среды как можно большего количества человек. Своего рода образование "группы фанатов" проекта, обеспечение их участия в диалоге, общественных слушаниях. Это крайне важная часть формирования городской среды, и этим нужно заниматься уже сейчас. Однако сегодня налицо лишь обычные строительные процессы – так решается задача только в один дом. В то же время такой размер проекта дает возможность создать жилую среду XXI века, возможность создать рядом с Петербургом один из самых престижных городов-спутников. Это задача-вызов, в которой речь идет не том, чтобы просто пустить новые трамваи.

Директор института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов: Основной риск для проекта — невыполнение государством своих обязательств по инфраструктуре

Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

Какие условия важно учесть, чтобы проект города-спутника "Южный" был реализован успешно?

На мой взгляд, девелопер проекта осознает, что для успешной реализации города-спутника "Южный" ему необходимо будет превратить имеющиеся ограничения для строительства города, в возможности для его динамичного развития. Во-первых, на территории проекта сейчас мало точек притяжения -- практически нет мест приложения труда, ни крупных населенных пунктов. Такие аттракторы девелопер готовится формировать самостоятельно – не только за счет развиваемой промзоны Дони-Верево, но и за счет целевого приглашения ряда крупных инновационных компаний на территорию. Во-вторых, застройка "Южного" должна будет задать новый территориальный тренд масштабной застройки в Петербургской агломерации, поскольку проект находится южнее уже существующих зон массового строительства. В-третьих, на территории, конечно, недостаточно развита инженерная инфраструктура, и девелоперу придется с нуля решать многие вопросы -- по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень.

Можно ли считать перечисленные Вами ограничения одновременно и возможностями проекта?

Конечно. Так, некоторая удаленность от кольцевой автодороги создает более благоприятную экологическую ситуацию. Наличие на территории проекта железнодорожной ветки и двух станций уже сейчас позволяет добираться до центра Петербурга – Балтийского вокзала -- менее, чем за 30 минут. Кроме того, в пределах 15-20 км от "Южного" проживает около 800 тыс. людей -- и именно они могут сформировать и первичный спрос на жилье, и стать пользователями всех тех объектов притяжения, которые будут созданы в "Южном". Соответственно, чтобы "сыграли" плюсы, нужно грамотно разобраться с имеющимися "минусами" и не на словах, а на деле создать и места приложения труда, качественную жилую среду, объекты сервисного обслуживания населения, общественный транспорт.

Какие основные риски для реализации проекта Вы можете назвать?

Основным риском для реализации проекта может стать тот же самый фактор, который превратил многие другие проекты городов-спутников в просто очередные районы массовой жилой застройки -- невыполнение государством своих обязательств по созданию базовой транспортной и инженерной инфраструктуры. Нигде в мире нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решит самостоятельно.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: Опыт неуспешных проектов городов-спутников в России и за рубежом поможет избежать похожих ошибок

В чем Вы видите основные опасности при реализации столь крупного проекта?

Важно понимать, что проект будет реализовываться в долгосрочной перспективе. Отсутствие успешного опыта подобных проектов (городов-спутников) в России – да, потенциально проблема. С другой стороны, опыт неуспешных или относительно успешных проектов у нас позволяет понять, каких ошибок не нужно делать, и к чему следует стремиться. Поможет и опыт таких проектов, реализованных за рубежом – тоже с разной степенью успешности.

Основные опасности для проекта я вижу в следующем. Например, если государство пообещает поддержку и бросит проект. Аналоги мы видим в других проектах в России и даже в Петербурге, например, не сдержанные обещания по транспортной инфраструктуре сильно подвели город-спутник "Академический" в Екатеринбурге и проект "Балтийская Жемчужина" в Петербурге, снизив их качество и создав проблемы инвесторам. Также опасно, если концепция города-спутника будет пущена "на самотек" и не будет соблюдена при реализации – до того, как проект начнет функционировать и самостоятельно воспроизводиться. Опасность заключается и в ситуации, если какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будут принесены в жертву и реализованы в низком качестве. Как показывает опыт проектов городов-спутников в России и в мире, это потянет за собой деградацию остальных аспектов и постепенно – всего проекта в целом: низкокачественная занятость плохо повлияет на среду, плохая городская среда или инфраструктура , в том числе транспорт, оттолкнет потенциальных работников качественных и престижных рабочих мест, не позволит активно заселять город, что повлечет его финансовый не успех, и так далее. Крайне важно, чтобы проект города-спутника ориентировался на потребности и потенциал Петербурга и агломерации, на их концепцию и стратегию – а их-то как раз, фактически нет. И если они не будут созданы, если город сам четко не зафиксирует свои приоритеты, то винить в том, что город-спутник не работает на развитие стратегически важных для города направлений надо будет не авторов города-спутника…

Руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Дмитрий Санатов: Главное, чтобы планы девелопера были воплощены в строгом соответствии с имеющейся концепцией

С какой главной проблемой модет столкнуться девелопер при реализации проекта на такой крупной территории?

Главная проблема, с которой может столкнуться проект, это качество воплощения намеченных планов. Дело в том, что проект в концептуальной части разработан достойно. Имеются решения возможных транспортных проблем, реализуется проект индустриального парка, в котором смогут работать жители "Южного", заявлены решения в сфере зеленых и энергоэффективных технологий и многое другое. Но мы должны понимать, что реализация многих из этих решений выходит за рамки компетенции компании - девелопера. Много зависит от политики городских властей. Вероятно, для успешной реализации компании придется решать сложные вопросы поиска эффективных подрядных организации и организации контроля за их деятельностью. Необходимо будет удерживать проект в канве изначально заявленных целей, даже если будут меняться конъюнктурные условия рынка.

Есть содержательные вопросы к самим новациям проекта "Южный". Например, расположенный рядом промпарк "Дони-Верево" - какого уровня заработные платы могут быть в нем предложены, чтобы жители района смогли оплатить жилье на "зеленых технологиях"? Или легкорельсовый транспорт - найдутся ли средства в бюджете города на этот проект? Заявленное строительство КАД-2, которое должно стать серьезным подспорьем в решении вероятных транспортных проблем города, - будет ли оно реализовано к 2025 году, когда "Южный" выйдет на полную мощность? Имеется ли дорожная карта ввода социальных объектов или полный комплект заявленных социальных объектов будт создан только к 2025 году?

Что можно считать сильными сторонами проекта?

Сильной стороной проекта является финансовая обеспеченность компании - девелопера, а также при всей критике - неплохая попытка реализовать проект комплексно в полном смысле этого слова. Например, есть решение по созданию рабочих мест, идущее впереди строительства жилья. Важно чтобы проект не разрастался спонтанным образом и не способствовал расползанию города. Чтобы не воспроизводились давно устаревшие советские типовые планировки и однообразные архитектурные решения, превращающие жизнь в других строительных комплексах Петербурга в унылое существование. Серость и монотонность комплексных проектов способна не столько отпугнуть будущих жителей (при дефиците жилья спрос наверняка будет высоким), сколько задаст тренд на появление ряда социальных проблем в будущем, с чем сталкиваются все масштабные стройки. Важно, чтобы этого не произошло.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46