Международные дипломы и буллинг: что происходит с бизнес-образованием
Международные агентства отзывают аккредитации российских бизнес-школ, что означает потерю выпускниками международных дипломов MBA (Master of Business Administration) — новости об этом активно обсуждались на прошлой неделе. Сейчас к заявлениям о прекращении активностей в России присоединилась ассоциация CEEMAN, сформированная в Восточной Европе при активном участии российских бизнес-школ — соответствующее заявление появилось на ее сайте.
Российское бизнес-образование долго добивалось сопоставимости с международным, доступа к современным методикам, инструментам и обмену слушателями, поэтому дезинтеграция грозит ему откатом в развитии на 10-15 лет назад. РБК Петербург спросил экспертов, сохраняет ли в таком случае актуальность бизнес-образование в России; насколько оно в принципе полезно предпринимателям в период «идеального шторма».
Ректор бизнес-школы ИМИСП (IMISP, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента) Ярослав Павлов объясняет, что часть российских школ продолжат выдавать международные дипломы MBA, а спрос на учебные программы, как он считает, «сохранится даже в случае введения госплана».
Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы ИМИСП:
«Что реально произошло — так это вышло совместное заявление трех ведущих международных аккредитационных агентств в сфере бизнес-образования, говорящее о временной приостановке членства и аккредитационных активностей в России. Тогда пошла волна сообщений в СМИ о том, что у российских бизнес-школ отнимают аккредитации. Это не совсем так.
Во-первых, международные аккредитационные агентства действуют каждое по-своему. Так, AMBA (Ассоциация MBA программ) прислала нам письмо о том, что приостанавливает все процедуры членства и все активности, связанные с новыми аккредитациями. Однако, что важно, ассоциация сохраняет существующие аккредитации, и мы можем продолжать выдавать дипломы, аккредитованные AMBA, использовать приложения и материалы AMBA, и так далее. Сложности могут возникнуть у тех коллег, у кого истекает аккредитация, или тех, кто подаёт на нее впервые — сейчас они не смогут это сделать. У нас, как и у ряда других российских бизнес-школ, аккредитация действующая, ее срок истекает только через 3 года, и с ней ничего не меняется. Вообще среди всех аккредитационных агентств AMBA занимает самую лояльную к российским участникам позицию — видимо, потому, что ассоциация максимально независима. Все российские бизнес-школы, аккредитованные AMBA, остались на ее сайте. Также сохраняется действующая аккредитация BGA. Ассоциация EFMD проводит схожую политику.
«Пошла волна сообщений в СМИ о том, что у российских бизнес-школ отнимают аккредитации. Это не совсем так»
Менее прозрачную позицию занимает AACSB (Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ) — никакой официальной информации об отзыве аккредитаций с ее стороны не было, но российские школы и весь раздел «Россия» изъяты с сайта ассоциации.
В целом люди, занятые бизнес-образованием — как и собственно бизнесом — менее политически ангажированы, чем, например, ученые. Большинство ученых, включая университетских преподавателей, традиционно вовлечены в политику, и их тревога, эмоции по поводу происходящего сильно влияют на реакцию зарубежных вузов и научных ассоциаций. Бизнес же — это прежде всего связи и совместные проекты; терять их ассоциации бизнес-школ не хотят и в основном видят большую ценность в российском участии.
Однако, по международной интеграции образования в любом случае нанесен серьезный удар. Наши коллеги, представляющие школы при государственных вузах, особенно сильно это чувствуют — сейчас в подавляющем большинстве вузов программы международного обмена и взаимодействия студентов свернуты на всех уровнях. В некоторых международных консорциумах приостановлено членство российских вузов. Это изолирует российские вузы не только от Запада, но и от Востока. Я думаю, ни у кого нет желания прервать это сотрудничество навсегда, но сейчас его, к сожалению, практически нет.
«Люди, занятые бизнес-образованием — как и собственно бизнесом — менее политически ангажированы, чем, например, ученые»
Частные бизнес-школы формально могут организовать такой обмен, но на практике это, прямо скажем, нелегко. Помимо проблем с визами и перелетами, есть вопрос, где будут рады слушателям и студентам из России, а где — встретят их агрессивно. Мои коллеги из вузов, где есть первое высшее образование в сфере менеджмента и маркетинга, сейчас принимают большое количество российских ребят из Польши, Чехии, Прибалтики. Они переводятся в связи с инцидентами буллинга, вплоть до рукоприкладства, по отношению к студентам. В Западной Европе — Испании, Франции, Португалии, Нидерландах — по отзывам коллег, российские студенты с агрессией не сталкиваются и, наоборот, нередко получают эмоциональную и даже материальную поддержку.
Пока будет бизнес — будет и спрос на бизнес-образование. Для осознанных собственников, свои и менеджеров компетенции в управлении — это фундамент развития компаний, они это хорошо понимают. Даже если не станет рынка в привычном для нас понимании, а будет, например, госплан, классические программы формата MBA сохранят актуальность — чтобы управлять предприятиями, нужны глубокие компетенции в финансах, процессном менеджменте, управлении персоналом и так далее — это в том или ином виде актуально и для госплана. Но я все-таки рассчитываю, что рынок в России будет, а если правительство еще и пойдет на реальные меры поддержки бизнеса — по-настоящему реальные, которых не было, честно сказать, много лет — то мы можем увидеть на выходе из кризиса и расцвет рынка, приобретение им новых смыслов.
«Даже если не станет рынка в привычном для нас понимании, а будет, например, госплан, классические программы формата MBA сохранят актуальность»
Сегодня мы наблюдаем, что возможность бизнесменов инвестировать в свое образование сохраняется на прежнем уровне — весенний набор на программы у нас в школе идет по плану. Мы не пересматриваем цены; пока для этого нет экономических оснований. Программы — пересматриваем, включая в них блоки антикризисного управления. Плюс к тому, запускаем короткие программы, отвечающие на новые вызовы — например, одна из них посвящена тому, как перестроить IT-систему компании, чтобы она продолжала функционировать без западного ПО, другая — адаптации моделей и инструментов маркетинга, третья — работе с психологическими климатом в коллективе, и так далее.
Как и другие рынки, российское бизнес-образование будет меняться, с точки зрения ценовых сегментов и состава игроков. Части коллег, которые могут потерять международные аккредитации, будет сложно восстановиться, если наличие таких аккредитаций было единственным козырем. Другие — перегруппируют ресурсы так, что иные рыночные преимущества выйдут на первый план, а третьи сумеют сохранить интеграцию с зарубежными школами в том или ином виде».
Мнение спикера может не совпадать позицией редакции
Подготовила: Елена Кром