Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
На юго-востоке Франции 140 тыс. домов остались без света из-за снегопада Общество, 03:12 Россия потребовала от США вернуть сирийцам нефтяные месторождения Политика, 02:58 Путин заявил о выполнении задач в Сирии почти на 100% Политика, 02:50 Число погибших в результате стрельбы в школе в Калифорнии выросло до двух Общество, 02:50 Путин назвал реалистичным увеличение товарооборота с Китаем до $200 млрд Экономика, 02:32 Водительские права Брежнева продали на аукционе за 1,55 млн руб. Общество, 02:27 Джокович уступил Федереру и вылетел с итогового турнира ATP Спорт, 02:13 Гол и пас футболиста «Спартака» в матче с Косово вывели Чехию на ЧЕ-2020 Спорт, 02:09 Генпрокурор США назвал Huawei и ZTE угрозой для безопасности Бизнес, 02:02 В Новой Москве 40 человек эвакуировались из-за пожара в общежитии Общество, 01:50 Хет-трик Роналду помог Португалии разгромить Литву в отборе на ЧЕ-2020 Спорт, 01:32 Самые интересные русскоязычные подкасты Партнерский материал, 01:29 ВТБ купил контрольный пакет акций сервиса управления недвижимостью Финансы, 01:29 Instagram начал в тестовом режиме скрывать число лайков под постами Технологии и медиа, 01:26
С.-Петербург ,  
0 
Петербургский кинопроизводитель заполнит «сериальный вакуум»
Фото: Александр Дроздов/Интерпресс

Компания АО «Объединенные русские киностудии», которая входит в холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова, планирует расширение производственных мощностей в Петербурге. Существующие киностудии компании загружены полностью. Чтобы удовлетворить спрос на киносъемки и проведение мероприятий, компании нужно еще более 2 тыс. кв. м павильонов.

Строим с нуля

С мая 2018 года загрузка павильонов и вспомогательных помещений АО «Объединенные русские киностудии» («ОРК») достигла 100%. «Основную загрузку сформировали киносъемки; под мероприятия культурного центра пришлось изыскивать дополнительные помещения, рассказал Олег Беленов, генеральный директор компании. — По этому направлению мы находимся на пиковой загрузке и, к сожалению, вынуждены отказывать некоторым заказчикам из-за нехватки как павильонов, так и кинотехники». В 2018 году студию посетило свыше 10 тыс. человек. Музей русского сериала, который принадлежит «ОРК», в высокий сезон не мог вместить всех желающих.

Сейчас компания обсуждает со своим собственником параметры проекта. По предварительным данным, «ОРК» нужен один или два павильона, каждый площадью около 2 тыс. кв. м, с крупноформатным встроенным бассейном для подводных съемок, блоком офисных и вспомогательных помещений для киногрупп, а также современным цехом строительства декораций.

Компания уже ведет поиск подходящих помещений, но, скорее всего, будет строить их с нуля. При наличии готового проекта, срок строительства займет от 8 месяцев до года, ожидает Олег Беленов. Инвестиции в строительство он не называет, но указывает срок окупаемости — шесть-семь лет при благоприятной рыночной ситуации.

Он подчеркивает, что дальнейший рост рынка зависит от макроэкономики страны: «Чтобы телеканалы смогли заказывать высококачественную продукцию в большом объеме, должны начать расти доходы от рекламы, возможность и желание рекламодателей выделять бюджеты».

Дешевый сборочный цех

Если исходить из того, что инвестиции в строительство подобного объекта находятся в пределах среднестатистических затрат на коммерческую недвижимость, то общий их объем без учета кинооборудования может составлять около 80 млн руб., оценивает Андрей Бойков, партнер компании Rusland SP. По его данным, в городе есть подходящие земельные участки, хотя пятен небольшой площади сравнительно немного.

Срок окупаемости заявлен реалистичный, уверен собеседник РБК Петербург: «Никто из коммерческих компаний не возьмется за проект с более длительным возвратом вложений, за исключением гостиничных или офисных проектов, окупаемость которых составляет 10-12 лет».

Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин подчеркивает, что перед стартом подобного проекта следует тщательно взвесить его востребованность. Например, «Ленфильм» сдвинул срок введения следующих очередей из-за негативной экономической ситуации. «При развитии нужен комплексный подход, вместо расширения следовало бы задуматься о развитии инфраструктуры, пока у компании просто набор павильонов», — говорит Эдуард Пичугин. Он добавляет, что следует тщательно просчитывать экономическую составляющую проекта, например, если для съемок нужен большой павильон, то можно арендовать большой цех сборки на заводе, а если бассейн — использовать существующие бассейны в Европе. Все это может обойтись дешевле, чем строительство с нуля большого павильона с бассейном, который не так часто нужен и может быть недозагружен, уверен он.

Справка

Сейчас у «ОРК» шесть павильонов под кинопроизводство, их общая площадь составляет 3,7 тыс. кв.м. По данным отчетности компании, ее оборот в 2017 году составлял 68,3 млн руб. По итогам 2018 года оборот компании вырос в два раза, по сравнению с 2017 годом.

По словам Олега Беленова, положительная динамика обусловлена завершением реорганизации студии, новыми подходами команды к работе с заказчиками, системой поиска проектов. Благодаря поддержке АФК «Система», в начале 2018 года «ОРК» провели техническое переоснащение современной кинотехникой. Благодаря этому в портфеле заказов студии увеличилась доля высокобюджетных и долговременных проектов.

Индустрия грез

По данным исследования ключевых трендов российского кино под редакцией «Невафильм Research», в последние годы объемы кинопроизводства в России растут и составляют порядка 140–150 картин в год. Заметный источник инвестиций для продюсеров — это телеканалы. В 2017 году при их участии было снято вдвое больше картин, чем обычно (20 против 10), подсчитали в «Невафильм Research». Около 75% кинокартин снимаются в Москве и Петербурге.

Эксперты говорят, что на киноотрасли положительно сказывается поддержка государства, но в основном это касается съемок полнометражных лент. В то же время их доля в общем объеме кинопроизводства крайне мала, хоть и демонстрирует тенденции к росту. Доля полнометражных лент в структуре выручки студии «ОРК» не превышает 15%. Студия участвовала в 2018 году в производстве таких картин, как «Девятая», «Спасти Ленинград», «Союз Спасения».

«Тенденции роста числа снимаемых сериалов мы не чувствуем. Рынок сериального производства скорее отыгрывает вакуум, образовавшийся в 2015-2016 годах, когда из-за кризиса производство многих проектов остановилось, и телеканалы сократили заказы в разы», — говорит Олег Беленов. Он также добавляет, что растет качество сериалов и их стоимость.

В числе проблем отрасли Олег Беленов называет сильный дефицит качественных сценариев и идей фильмов, нехватку подготовленных авторов, дефицит кинокадров. Кроме того — падение доходности операций, связанное с ростом накладных расходов, с одной стороны, и стагнирующим бюджетом на производство контента со стороны заказчиков, с другой.