Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Санкт-Петербург и область⁠,
0

«Патентные тролли» атаковали российский бизнес

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург

Усиление конкуренции между производителями продуктов питания привело к росту количества судебных споров за товарные знаки. По оценкам АО «ЕДРИД», число споров в этом сегменте за последние два года выросло не меньше чем в 10 раз.

Так, в этом году после 10 лет перемирия производитель чая и кофе «Орими» (бренды Greenfield, Tess, Jardin, «Принцесса Нури», «Жокей») подал в суд на своего конкурента «Май» («Майский чай», Richard, «Лисма», Curtis), пытаясь защитить монополию на слово «высокогорный». В начале года «Балтика» (часть Carlsberg Group) в претензионном порядке остановила незаконное использование одним из российских производителей питьевой воды изображения трех волн. Недавно одна из местных пивоваренных компаний добровольно согласилась прекратить использование наименования своей продукции, которое было сходно с одним из товарных знаков «Балтики».

Heineken через суд добилась признания сходства пива «Охота» с продукцией другого производителя. Выпуск продукции, сходной до степени смешения с пивом «Охота», был признан нарушением интеллектуальных прав ООО «ОПХ».

Фото: РБК Петербург

Болезнь роста

В ГК «Орими» отмечают, что рынок интеллектуальной собственности в России пока еще переживает болезнь роста. «Безусловно, многое изменилось в лучшую сторону: при подготовке четвертой части Гражданского кодекса РФ был учтен передовой мировой опыт, однако правоприменительная практика еще далека от совершенства», — говорит Мария Драбова, директор по корпоративным коммуникациям ГК «Орими». В качестве примера она называет отсутствие однозначного подхода при регистрации товарных знаков: «Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда одно и то же словесное обозначение в одних случаях признается объектом охраны, а значит, и объектом гражданских прав, а в других случаях — нет».

Подобная практика порождает большое количество споров и отчасти поощряет злоупотребления в данной сфере. «Неоднозначность подходов к охране интеллектуальной собственности нередко «играет на руку» не слишком добросовестным участникам рынка, которые используют формальные поводы для посягательств на интеллектуальную собственность и достижения конкурентов», — добавляет Мария Драбова.

«Патентные тролли»

Мешают не только конкуренты, но и недобросовестные игроки, которые зарабатывают на злоупотреблении патентными правами, сетуют крупнейшие производители. Так, в Heineken рост количества обращений в суд связывают не только с ростом конкуренции, но и с «патентным троллингом», проблема которого пока не имеет эффективного решения в России.

Другой крупный производитель алкоголя также связывает значительный рост судебных споров с резким ростом количества попыток недобросовестных действий, связанных с товарными знаками: «Примечательно, как много лиц регистрируют товарные знаки ради их продажи реальным производителям, либо ради шантажа производителей угрозами обращения в суд для взыскания штрафов. Также растет количество обращений от искусственно созданных общественных организаций, единственной целью которых является предъявление финансовых требований к производителям».

Юристы считают, что взрывного роста числа «патентных троллей» не будет, но они уверены, что существующие компании будут «усложнять свою работу» и увеличивать активность. По информации Claims, сегодня сословие «патентных троллей» в России довольно закрытое: это несколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые покупают неиспользуемые товарные знаки и предъявляют претензии об их нарушении к третьим лицам.

Сословие «патентных троллей» в России довольно закрытое: это несколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

«Существенных предпосылок для увеличения количества «троллей» нет, — говорит Игорь Невзоров, управляющий партнер Claims. — Вместе с тем, в будущем возможен рост количества дел от уже существующих «троллей» и усложнение их правовых позиций». Предпосылкой к этому он называет текущую позицию Суда по интеллектуальным правам, который до сих пор не признал деятельность «троллей» злоупотреблением правом, а рассматривает ее скорее как разновидность нормальной экономической практики.

Оборона бренда

Лучшая защита от судебного разбирательства — это недопущение поводов для судебных исков и системная работа над товарными знаками, сходятся во мнении участники рынка. В Heineken рассказывают, что усиление защиты товарных знаков производится в первую очередь путем подачи на регистрацию как словесных обозначений, так и комбинированных товарных знаков. «Активным и свежим трендом сейчас является регистрация цветовых и позиционных товарных знаков», — отмечает Татьяна Одабашян, директор по правовым вопросам Heineken в России. По ее мнению, каждый бренд должен стремиться к тому, чтобы получить статус общеизвестного товарного знака, что крайне непросто, но значительно расширяет меры защиты.

«Активная позиция компании в части защиты своих брендов, своевременное реагирование на нарушение интеллектуальных прав — достаточно эффективная мера профилактики роста количества судебных споров», — уверен Игорь Невзоров, управляющий партнер Claims. Конкурент, видя убедительное портфолио товарных знаков и зная о неизбежности получения претензии, предпочтет выбрать в качестве своей «жертвы» слабо защищенные бренды более пассивного участника гражданского оборота.

Конкурент, видя убедительное портфолио товарных знаков и зная о неизбежности получения претензии, предпочтет выбрать в качестве своей «жертвы» менее защищенные бренды

«Чтобы упразднить будущие судебные и иные издержки, предприятия стали регистрировать каждый новый продукт комплексно, — говорит Максим Дышлюк, директор по правовым вопросам АО «ЕДРИД». — То есть, если раньше предприятие регистрировало один бренд (название компании), то сейчас каждый новый продукт в ассортименте компании имеет свой бренд и шлейф из 10 или более товарных знаков».

«Мы исходим из того, что права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат к числу наиболее ценных наших активов», — говорит Елена Кузьмина, директор по интеллектуальной собственности и правовому обеспечению экспорта пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group). Деятельность компании в области защиты товарных знаков включает, в числе прочего, своевременную регистрацию и патентование результатов интеллектуальной деятельности, а также активную административную, судебную и досудебную защиту их прав и недопустимость нарушения чужих прав.

«Нарушителю выгоднее нарушить и заплатить через много месяцев уменьшенный размер компенсации, чем не нарушать»

В Heineken отмечают, что необходимо выработать более справедливый подход к определению размера компенсаций за нарушение прав в отношении интеллектуальной собственности. «В основном, судебная практика склоняется к уменьшению изначально заявляемых к взысканию истцами сумм. Учитывая длительность процесса присуждения и взыскания компенсации, такое уменьшение часто не выполняет роль профилактики будущих нарушений: нарушителю выгоднее нарушить и заплатить через много месяцев уменьшенный размер компенсации, чем не нарушать», — сетует Татьяна Одабашян.

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Степанова и Букин пятый раз стали чемпионами России в танцах на льду Спорт, 15:34
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
В жилом доме на востоке Москвы вспыхнул пожар. Видео Общество, 15:30
Без лишнего шума: почему набирают популярность ретейл-медиа Отрасли, 15:29
Как автоматизировать предприятие с оборудованием от разных вендоров Отрасли, 15:19
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
ZN сообщило, что Ермак «никуда не ушел» Политика, 15:03
ФИФА запретила клубу Роналду регистрировать новых футболистов Спорт, 14:57
Буданов признал критическую зависимость Киева от разведданных США Политика, 14:53
Большунов остался без наград в спринте на этапе Кубка России в Ижевске Спорт, 14:38
Экс-премьера Пакистана и его жену приговорили еще к 17 годам тюрьмы Общество, 14:35
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
Кержаков обратился к Карпину и заявил, что готов к вызову в сборную Спорт, 14:25