В августе «свадебный» тренд продолжился. По оценке AliExpress Россия, спрос на подвенечные платья увеличился в первую неделю августа на 58%, а на наряды для свадебных вечеринок — на 24% в сравнении с последней неделей июля. Стоимость наиболее популярных моделей варьируется в диапазоне от 6 до 8 тысяч рублей с учетом возможности индивидуального пошива по меркам невесты.
Праздники в кризисном формате
Однако, участники event-индустрии отмечают, что большие цифры иллюстрируют только эффект отложенного спроса. В июле-августе, действительно, отмечается свадебный бум, но мероприятия проходят в упрощенном кризисном формате: расписались и выпили — как правило, без сценария, концерта, квестов и других составляющих праздника, на которые был спрос до карантина.
По словам креативного директора TOCHKA.EVENT AGENCY Марии Бондаренко, среди клиентов наблюдается две альтернативные позиции: либо полный отказ от проведения праздника, либо, наоборот, срочный заказ на его проведение, чтобы успеть до объявления новой волны. «Люди соскучились за период карантина по живому общению и при первой возможности собираются в компании, но организуют свое общение с минимальными затратами; как правило, без привлечения организаторов праздников. У нас, например, все летние корпоративы от многолетних заказчиков отменились», — отметила Мария Бондаренко.
О том, что этим летом праздничные бюджеты сильно «сдулись», показал и опрос, проведенный Райффайзенбанком в отношении свадебных торжеств. «В этом году почти половина молодоженов сэкономили на свадебном торжестве. Многие пары сэкономили на банкете, услугах ведущего и музыкантов, а также на свадебном путешествии. Пострадали и такие расходы, как услуги фотографа и транспорт. Большинство отказывались от этих статей вообще, иногда пары искали более бюджетные варианты», — говорится в исследовании банка.
Каждая четвертая свадьба обошлась менее чем в 100 тыс. рублей, еще 20% молодоженов потратили 100–200 тыс. рублей. При этом 37% респондентов заявили, что сэкономили более 50 тыс. рублей на организации праздника, свидетельствуют данные Райффайзенбанка.
По подсчетам владельца компании «Королевские игры» Дмитрия Акимова, который уже более 20 лет занимается организацией праздников в премиальном сегменте (бюджет от 2-3 млн рублей за мероприятие), из 500 петербургских агентств, занимающихся организацией мероприятий, на рынке осталось примерно 200. Закрылись преимущественно небольшие агентства, которые исполняли низкобюджетные заказы со сметой от 50 тыс. руб., например, оформляли праздник шарами, подбирали диджея, ведущего и фотографа. Из оставшихся 200 компаний заказы есть только у 10-15%, причем объем работ снизился на 90%. Тяжелее всего приходится компаниям, организующим мероприятия в сегменте средний и премиальный. Причем деньги у этих клиентов есть, но они не готовы проводить масштабные вечеринки по этическим соображениям.
«Людям из нашей сферы реально есть нечего. Я подписан на отраслевой чат, в котором общаются представители нашей отрасли, и вижу, что пострадали больше всего «рядовые» специалисты — артисты, танцоры, музыканты. Из них кто-то в таксисты пошел, кто-то другую подработку нашел, и если на альтернативной работе им удается в день заработать тысячу рублей, то это считается удачей», — говорит Дмитрий Акимов, подчеркивая, что расценки на услуги диджеев, вокалистов, звукорежиссеров и других специалистов индустрии упали в 3-4 раза.
В период пандемии агентствам пришлось возвращать предоплаты (вносится, как правило, за полгода до мероприятия), заказчикам из-за отмененных мероприятий. «Не все смогли это сделать, поэтому случались и большие конфликты», — говорит Дмитрий Акимов.
Корпоративный сегмент скорее мертв
В сфере мероприятий с корпоративными заказчиками тоже все не радужно. Ежегодные мероприятия в этом году практически все отменились. Брендинговое агентство «OSOKA» оказывает услуги по оформлению стендов, разработке дизайна для бренд-зон на бизнес-мероприятиях и летних фестивалях. «На эти услуги спроса после карантина нет. И хотя это не основное направление в нашей компании, но 40% выручки мы потеряли. Какие-то первые заказы начинают поступать, но о прошлогодних объемах речи пока не идет», — говорит совладелица компании Елизавета Осокина.
Дмитрий Акимов отмечает, что сейчас живут только event-компании, работающие на господряде. Но их единицы, они занимают несколько процентов рынка. Они продолжали делать мероприятия и в период карантина, без зрителей, организовывая онлайн-трансляцию. ««Газпром» уже после снятия ограничений провел несколько концертов со звездами без зрителей, транслируя их в онлайне, для своих сотрудников. Бюджет одного такого концерта — более 100 млн руб. Но кому нужны были эти онлайн-трансляции? Праздники должны проходить в живую, в этом их суть. Поэтому перспектив у тех компаний, кто начал организовывать что-то в онлайне, нет. Это направление не выстрелит», — считает Дмитрий Акимов.
Пока речи о восстановлении рынка event-индустрии не идет. «Если завтра президент объявит, что мы победили пандемию и возвращаемся к нормальной жизни, то отрасль за год восстановится. А при нынешней неопределенной ситуации и активных разговорах о второй волне коронакризиса рынок будет восстанавливаться как минимум три года. Сейчас он мертвый», — прогнозирует Дмитрий Акимов.
«Состояние ивент отрасли печальное и многие компании живы лишь номинально, за счет моратория на банкротство и кредитных каникул, которые могли получить физлица и ИП. Но уже в октябре государственные меры поддержки закончатся и тогда нас ждет вал банкротств. Эти компании так и не начали работать в докризисном режиме, а набежавшие в период отсрочки проценты и основной долг придется выплачивать по согласованному графику платежей. Государство может продлить льготные меры, но это вряд ли спасет отрасль, так как платежи за аренду и зарплату персоналу остаются», — считает генеральный директор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова