«Мимо проходят деньги»: зачем на самом деле нужно повышение налогов
Президент РФ Владимир Путин анонсировал отказ от плоской шкалы налогообложения доходов физлиц, действовавшей 20 лет. С 1 января следующего года зарплата, превышающая сумму 5 млн руб. в год, будет облагаться по ставке 15%. Это на 2 п.п. выше ставки, которая действует сейчас и распространяется на всех — 13%.
Как уточнил президент, повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год. В правительстве рассчитывают, что данная мера даст бюджету около 60 млрд руб.
По данным Росстата, количество россиян, получающих свыше 5 млн руб. в год — меньше 0,8% работающего населения. Как решение президента отразится на бизнес-сообществе, рассуждают опрошенные РБК Петербург эксперты.
Михаил Яковлев, налоговый эксперт, генеральный директор SectorGroup:
«Введение прогрессивной шкалы налога — эффективная и ожидаемая мера, какие-то деньги благодаря ей однозначно будут вытащены, хотя я не уверен, что удастся собрать 60 млрд руб., такая оценка преждевременна. Разница между 13% и 15% — не принципиальна, не критична для тех, кто платит налоги. Да и уклониться от уплаты тем, кто уже обелился, будет сложно.
В то же время некоторый популизм в этом решении мне тоже видится — в рамках общего размера бюджета сумма вырученных средств выглядит незначительной, тем более на оборонку и правоохранительные органы государство тратит более 50% и, согласно бюджетной политике, мы не сокращаем эти расходы. Однако по меркам медицины сумма действительно большая.
До 2001 года в России действительно существовала дифференцированная шкала, но экономика была абсолютно другой, значительное количество налогоплательщиков свои обязанности не исполняли. Было в порядке вещей даже для огромных компаний оформлять штат как ИП. В таких условиях введение прогрессивной шкалы было контрпродуктивным решением, не хватало ресурсов для его контроля. Сейчас таких ресурсов достаточно, к 2024 году они еще вырастут. Получать серые доходы становится все сложнее, если в малом бизнесе еще остается задел ликвидности, который позволяет платить наличными, то в крупном бизнесе уже нет. Попадают под новые условия топ-менеджеры регионального крупного бизнеса, у топов федерального уровня зарплата выше. Это наши голубые фишки, к примеру. В процентном соотношении доля их невелика, я буду удивлен, если больше 1%.
Разумеется, лазеек остается полно. Те, кто не захочет платить повышенную ставку, имеют много путей обхода. Вот только вчера дали послабления IT-сектору. Значит, можно создать обслуживающую IT-компанию, сократить расходы до минимума, через нее организовать систему выплат. Крупный топ-менеджмент имеет возможность проводить крупные траты за счет своей фирмы: обеспечить себе транспорт, жилье. Правда, после определенного уровня расходы уже другие средства направляются на реинвестирование. У наемных менеджеров вариантов меньше, но тоже остаются инструменты вычетов, например, за индивидуальный инвестиционный счет. Нас ждет век дроблений бизнеса, эта проблема только обострится с введением льгот для IT-сектора, МСП.
Сейчас самое интересное — в какой форме заявленные президентом изменения будут отражены в законах. По опыту последних перемен, разница между заявлением и документами может оказаться колоссальной. Пока я считаю, что в целом решение достаточно правильное. Оно действительно позволяет рассчитывать на получение денег. Но говорить о развитии бизнеса в таких условиях нельзя».
Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ» (одна из ведущих инвестиционно-девелоперских компаний на Северо-Западе России):
«Я не назову решение о повышении налоговой ставки ожидаемым, наоборот, были обещания президента, что шкала налога не изменится. В то же время ничего плохого в повышении ставки я не вижу — это нормальная практика. Как мне кажется, такой шаг позволит построить более социальное государство, наглядно продемонстрировать, что помимо нефтяных доходов существуют и другие источники. Возможно, если от предпринимателей будет серьезный доход, то и отношение к нам изменится, государство наконец увидит бизнес и станет с ним считаться. Пока же у нас люди не нужны государству, нужно только сырье.
На мой взгляд, повышение можно было сделать еще больше, но о конкретном значении нужно договариваться. Например, в других странах ставка рассчитывается с учетом денег, которые бизнесмен вкладывает. То есть, если я доход трачу не на себя, а на бизнес, если деньги снова в экономику возвращаю, то в качестве налоговой базы учитывается только остаток, который идет лично предпринимателю. Но такая система требует более сложного администрирования.
Что касается заявленной цели — направить эти налоги на больных детей, то это чистой воды популизм. Невозможно определить, где какие деньги, это капля в море необходимых затрат на детей, на ветеранов. Те расходы, которые государство несет сейчас, стыдно озвучивать. Гораздо больше надо тратить.
Чтобы собирать больше налогов, нужно поддерживаться бизнес, но путь этот долгий и трудный. Мы стараемся и стартапам помогать, и лекции читать. Предпринимателями себя видят очень малое количество людей, надо работать над этим. Перспективы есть и особенно обидно, когда компании, чья капитализация может быть больше, чем у Сбербанка или даже Газпромбанка, стартуют в России, а дальше уезжает за границу. Пока государство как Кощей чахнет над нефтяным златом, мимо проходят огромные деньги. А в том же Google прекрасно осознают ценность предпринимателей и полностью поддерживают подобные стартапы».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Записала: Елена Домброва