Игра в кластеры
Фармацевтика и электроника пойдут за автопромом
Новые ориентиры петербургской промышленности — автопром, фармацевтика, электроника. Петербург решил тиражировать идею кластеров.
В 2007 году на терри-тории Петербурга был пущен первый завод по производству автомобилей японского концерна «Тойота». С этого момента городские власти всерьез заговорили о создании на берегах Невы нового направления петербургской промышленности — мощного автомобильного кластера, по объему производства даже превосходящего Детройт — признанного гиганта автомобильной промышленности. Планировалось, что к 2012 году в Петербурге будет работать 5 автозаводов крупнейших мировых брендов, а совокупный объем производства петербургских автосборочных предприятий в случае их выхода на проектную мощность может достичь одного миллиона автомобилей в год. Мировой финансово-экономический кризис существенно скорректировал эти планы, однако власти Петербурга продолжают настаивать: автопром должен занимать основное место в структуре городской экономики.
Сейчас на территории Санкт-Петербурга собственные заводы запустили три мировых автопроизводителя — японские «Тойота» и «Ниссан», а также американский «Дженерал Моторс». На берегах Невы налажен выпуск шести моделей автомобилей зарубежных брендов: Chevrolet Captiva, Opel Antara, Chevrolet Cruze, Toyota Camry, Nissan Teana и Nissan X-Trail (выпускается с ноября 2009 года). Уже этим летом модельный ряд выпускаемых в Петербурге автомобилей должен пополниться седаном нового поколения Opel Astra, а с января 2011 года планируется запуск в коммерческое производство российской модели кроссовера Nissan Murano. Кроме того, осенью 2010 года на территории города будет открыт завод южнокорейской компании Hyundai, рассчитанный на выпуск до 150 тыс. автомобилей. С января 2011 года здесь планируется наладить выпуск автомобиля C класса — модели, специально разработанной для российского рынка. При выходе на проектную мощность все четыре завода должны выпускать 310 тыс. автомобилей в год. А если учитывать, что практически на каждом предприятии есть возможности для расширения производства, то эти цифры могут быть увеличены практически вдвое. По оценке президента Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонентов (СПб АПАК) Валерия Киселевича, в настоящее время заявленные мощности автопрома региона с учетом завода компании «Форд» во Всеволожске составляют 435 тыс. авто в год, при этом в «кризисный» 2009 год было выпущено всего 53 тысячи машин. Тем не менее, по прогнозу эксперта, уже в 2014 году заводы Санкт-Петербурга и Ленинградской области ежегодно смогут выпускать до 800 тыс. автомобилей.
По словам первого заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга Сергея Фивейского, основные сложности у местных автопроизводителей связаны с тем, что «петербургские автозаводы стартовали и начали развивать собственное производство в наиболее острой фазе кризиса, когда российский рынок легковых автомобилей упал на 49,4%, а производство автомобилей в целом по стране сократилось на 59,4%».
Большую часть 2009 года заводы периодически останавливали производства, а суммарные объемы выпуска автомобилей редко превышали 1000 штук в месяц. С IV квартала прошлого года наметилась осторожная тенденция к увеличению объемов производства, она продолжилась и в 2010 году. По мнению г-на Фивейского, основными ее причинами стали стабилизация спроса на автомобили петербургской сборки, увеличение доступности автокредитования, а также федеральные инициативы стимулирования продаж. В результате уже за первые четыре месяца нынешнего года на заводах города произведено 14 900 автомобилей, что составляет три четверти от общего объема производства в прошлом году. «Мы считаем, что по итогам года у петербургского автопрома есть возможность увеличить показатель 2009 года практически в три раза, — прогнозирует первый заместитель КЭРППиТ, связывая это
с эффектом отложенного спроса, а также с открытием второй смены на производствах «Дженерал Моторс» и «Ниссан».
Локализация перспектив
Специалисты, в свою очередь, связывают перспективы развития петербургской автомобильной промышленности с выпуском бюджетных моделей автомобилей.
Пока марки машин, производимых на берегах Невы, дешевыми назвать сложно. К примеру, из шести марок автомобилей в программу льготного автокредитования попадает лишь модель Chevrovet Cruze; также планируется, что туда попадет Opel Astra в базовой комплектации стоимостью до 600 тыс. рублей. Таким образом, получается, что большинство мер поддержки отечественного автопрома, предлагаемых федеральными властями, не окажут на петербургские автозаводы существенного влияния. Та же программа утилизации старых автомобилей (старше 10 лет) была поддержана петербургскими заводами без особого энтузиазма: несмотря на то, что областной «Форд» выпустил одну из моделей в специальной модификации, один из петербургских производителей отметил, что реализация эксперимента не окажет существенного влияния на объемы продаж выпускаемых в городе на Неве моделей.
Еще одна серьезная тенденция, с которой столкнулись местные производители автомобилей иностранных брендов, связана с формированием вокруг автопроизводств кластера изготовителей автокомпонентов. В настоящее время в городе ведется активная работа по привлечению производителей комплектующих. Так, в стадии реализации находятся несколько крупных проектов: группа южнокорейских компаний ведет строительство завода по производству автокомпонентов в Каменке; международная компания «Магна» строит завод по производству автокомплектующих на территории промзоны «Шушары»; в промышленной зоне «Конная Лахта» планируется строительство индустриального парка для производителей комплектующих компанией «Сестра Ривер Девелопмент».
Между тем для самих производителей автомобилей вопрос локализации производств остается открытым. Срок локализации зарубежных автопроизводств до 30 % определен соглашением с Министерством экономического развития и составляет 54 месяца с момента начала выпуска автомобилей. На сегодняшний день компании отказываются комментировать уровень локализации своих производств, однако петербургские автопроизводители не раз говорили о необходимости продления сроков локализации на 1,5–2 года. По словам первого зампреда КЭРППиТ, вопрос локализации производства в ближайший год станет одним из ключевых для автозаводов на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, чиновник подчеркнул, что «кризисные явления скорректировали планы петербургских автозаводов по локализации производства». Г-н Фивейский также отметил, что по результатам мониторинга, проводимого автопредприятиями, качество деталей и уровень организации производства на большинстве заводов потенциальных местных поставщиков не соответствуют запрашиваемым требованиям, а низкие текущие объемы производства действующих автомобильных заводов не позволяют иностранным производителям рентабельно выпускать комплектующие в России.
Производители говорят, что готовы к закупкам автокомпонентов, выпускаемых в России. Причем выпускаемых не только иностранными изготовителями, но и отечественными. В частности, по словам менеджера по связям с общественностью компании «Джи Эм Авто» Юлии Бойчаровой, компания намерена использовать на петербургском заводе продукцию российских поставщиков автокомплектующих наравне с автокомпонентами ведущих мировых производителей. Кроме того, российские поставщики концерна в перспективе могут стать «глобальными партнерами GM». «Это позволит поставлять автокомплектующие, произведенные в России, на другие автозаводы компании в Европе», — уточнила Юлия Бойчарова.
Дальше всех в вопросе локализации производства продвинулись представители южнокорейского автопрома. Компания Hyundai Motor запустила первую в России линию штамповки панелей для новой модели автомобиля, созданной специально для российского рынка. Как отметил на церемонии запуска линии генеральный директор завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Ан Чжу Су, «это предприятие достигнет самого высокого уровня локализации среди российских заводов ведущих мировых автопроизводителей».
Дальнейшая кластеризация
В целом же петербургские власти удовлетворены развитием автомобилестроения на территории города, а губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко даже заявила, что автомобильный кластер на берегах Невы полностью сформирован.
Эти слова подтверждаются и статистикой. Так, по данным первых четырех месяцев 2010 года доля транспортных средств и оборудования в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств составила 11 %, в то время как за первые 4 месяца 2009 года эта доля составляла 7,2 %. «Это четвертый показатель среди всех обрабатывающих производств — после пищевой промышленности, производства кокса и металлургии», — отмечает Сергей Фивейский, подчеркивая, что в этой отрасли по сравнению с аналогичным показателем прошлого года произошел рост объема в 2,4 раза. Это означает, что петербургский автопром постепенно занимает одну из лидирующих позиций в городской промышленности.
Несмотря на ожидание дальнейшего укрепления позиций автомобильной промышленности в Петербурге, по аналогии с кластером автопроизводств, в первоочередном порядке предполагается развивать производство для нужд отечественной фармакологии, а также производство электроники и мебели.
О формировании фармкластера на территории города власти Петербурга заявили практически сразу после того, как на федеральном уровне заговорили об импортозависимости российского фармацевтического рынка. Для создания кластера фармацевтических производств городскими властями была подготовлена промышленная зона площадью 18 га в Пушкинском районе Петербурга. В начальной стадии реализации уже находится несколько российских проектов в области производства лекарственных препаратов, и еще 5 зарубежных компаний проявили интерес к фармкластеру в Петербурге.
Не менее активно на берегах Невы развивается и кластер мебельной промышленности. Его центром станет промышленная зона «Ржевка», где на площади порядка 16,6 га планируется строительство мебельного технопарка. Об участии в этом проекте уже заявили 11 компаний, а общий объем инвестиций оценивается в 3,7 млрд долл.
Что касается кластера электронной промышленности, то его «первой ласточкой» стало производство тайваньской компанией Foxconn персональных компьютеров Hewlett-Packard. На временной площадке в Петербурге может выпускаться до 200 компьютеров в час.
Foxconn — не первый производитель электроники, пытающийся наладить работу в Петербурге. Осенью 2005 года на берегах Невы был открыт завод по производству телекоммуникационного оборудования (модули мобильных телефонов и платы для телефонных станций) финской компании Elcoteq Network Oy. В связи с кризисом предприятие было закрыто в январе 2009 года. Правда, в мае текущего года завод был приобретен российской компанией «Оптоган», которая намерена уже осенью начать здесь производство корпусированных светодиодов.
Сергей Изотов