Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Азербайджане показали видео обстрела машины главы минобороны Карабаха Политика, 19:06 От базовых вещей до модных хобби: гид по мужскому стилю РБК и Frame Moscow, 19:05 Окончание дождей в Сычуани обрушило мощность сети биткоина на 27% Крипто, 18:48 Десять кейсов цифрового бизнеса на грани фантастики РБК и Mail.ru Cloud Solutions, 18:36 Глава ФИФА Инфантино заразился коронавирусом Спорт, 18:26 Новые ограничения из-за COVID-19 по всему миру. Главное Общество, 18:21 Госдума одобрила проект о правилах применения санкций Политика, 18:18 Из чего сделано будущее: технологические киты цифровой трансформации РБК и Intel NUC, 18:06 Владелец «Пятерочки» объявил о запуске «жестких дискаунтеров» «Чижик» Бизнес, 18:04 Суд снял арест с брендов водки Stolichnaya и Moskovskaya в Бенилюксе Бизнес, 18:00 В Минздраве заявили о выходе России на плато по ВИЧ-инфекции Общество, 17:55 Лавров самоизолировался после контакта с зараженным COVID Политика, 17:55 Флагманский кроссовер Chery Tiggo 8 получит в России новый мотор Авто, 17:52 Голикова назвала способ избежать второго локдауна в России Общество, 17:51
С.-Петербург ,  
0 

Логистический хаос: за 50 млн долларов можно создать миллиардный бизнес

Илья Дмитриев, основатель и гендиректор транспортно-логистической компании «Монополия»


Российский рынок транспортной логистики пребывает в консервативном хаосе. Но этот хаос предоставляет возможности для построения миллиардных бизнесов. Яркий пример из соседнего, во многом схожего рынка пассажирского такси — компания Uber. «Уберизация» неизбежно затронет и рынок грузовых перевозок — преобладающий сейчас «серый сектор» будет замещен крупными логистическими компаниями и агрегаторами с миллиардной капитализацией.

Непривлекательная изнанка

Объем российского рынка транспортной логистики, по данным разных исследований (например, РБК.research, Boston Consalting Group и др.), оценивается в диапазоне от 500 млрд до 2,5 трлн руб. в зависимости от включённых сегментов (грузовиков разной грузоподъемности — свыше 12 тонн, мелко- и среднетоннажного транспорта). Однако крупный капитал на этот рынок пока не пришел. Основных причин у этого две.

Первая — хаотическое состояние рынка: основной объем перевозок осуществляется десятками тысяч мелких компаний и индивидуальных предпринимателей.

Законодательная возможность оперировать на рынке в нескольких режимах налогообложения плюс отсутствие механизмов регулирования и внимания государства к огромной индустрии погрузили рынок в «серое» состояние.

Такая изнанка для крупного капитала явно непривлекательна.

Не вечно прокаженные

Вторая причина–слабое пока присутствие эффективных современных технологий, способных автоматизировать весь процесс грузоперевозок. Они могли бы существенно повысить эффективность работы на этом рынке, что позволило бы добросовестным компаниям выиграть конкуренцию у «серого сектора» и вообще вытеснить его с рынка.

Новые технологии сами по себе способны самоорганизовывать отрасли и их применение в логистике безгранично. Именно так произошло на смежном рынке — пассажирских таксомоторных перевозок.

Этот рынок еще недавно тоже был по-преимуществу «серым» и хаотичным, но появились современные технологии, пришли агрегаторы (например Uber), и все изменилось — рынок такси стал стремительно цивилизоваться, пришли большие инвестиции, появились крупные компании, которые быстро вытесняют «серый сектор». С рынком грузоперевозок скоро произойдет то же самое. Эволюция на всех рынках однонаправленная — что было на одних, то произойдёт и на других, нет вечно «прокаженных» рынков, нужно только время и усилия.

Государство — санитар леса

Отчасти «обелению» рынка может помочь государство. Прежние усилия властей, вроде формального лицензирования, особых результатов не давали и потому отмена лицензирования в 2006 году по большому счету ничего не изменила.

Сейчас государство, обеспокоенное фискальными недоимками со многих крупных отраслей, начинает предпринимать более серьезные меры.

Первая серьезная попытка государства как-то отрегулировать рынок грузоперевозок — внедрение системы «Платон», которая выполняет функцию «санитара леса». Через дополнительную нагрузку на бизнес государство выбивает с рынка самые слабые и нецивилизованные формы, расчищая дорогу прогрессивным.

Метод хоть и фискальный, грубый, но лучше, чем ничего. Мы как крупный игрок рынка приветствуем эту инициативу, потому что хаос на рынках — это еще большее зло.

Чистая математика

Но более важна работа над технологиями автоматизации процессов. Полноценной агрегации еще нет, потому что автоматизировать рынок грузоперевозок значительно сложнее, чем рынок такси. Основная причина в том, что в такси есть только один центр приятия решений — пассажир, который сидит в салоне. Только он заказывает услугу и определяет ее качество.

Клиентами грузоперевозки выступает несколько компаний — грузоотправитель, владелец транспорта, логистический оператор, получатель груза. Отсюда и отставание в развитии рынка грузоперевозок от рынка такси.

Но на рынке уже появляются примеры запусков агрегаторов с функциями автоматизации отдельных элементов технологической цепочки, такие как технологии iCanDeliver.ru и GoCargo.

Вообще, на этом рынке масса возможностей для повышения эффективности. Транспортный рынок — многофакторный. Основные факторы — дорожный, водительский, клиентский, погодный, технический и т.д. Каждый из них создает риски, и применение математических моделей способно эти риски нивелировать с той или иной степенью эффективности.

Заметим, не государство было драйвером серьезных изменений на рынке такси, а именно бизнес-модели. И государство только приветствует приход таких консолидаторов на рынки, потому что их проще контролировать.

Как только будет найдена оптимальная модель агрегации всей технологической цепочки перевозки грузов, на рынок придут большие инвестиции. Потому что инвесторы всегда вкладывают не в абстрактные возможности, а в конкретные эффективные технологии, в успешные модели бизнеса.

За пятьдесят миллионов

Огромный резерв для крупных игроков я вижу в аутсорсинге транспортных услуг для крупных торговых компаний. Сейчас некоторые из них (самый яркий пример — сеть «Магнит») имеют собственные транспортные подразделения. Но такие подразделения создавались в свое время от безысходности, потому что торговцы не могли купить услугу по аутсорсингу. Они малоэффективны, потому что привязаны к единственному клиенту.

Управляемость в этом бизнесе за счет новых технологий растет, водительский фактор, как один из существенных, отходит на второй план. Движение в сторону автопилотирования транспортных средств неизбежно.

Смотрю по американскому рынку. Если раньше в Америке трэкинговые компании имели в среднем до 10 тысяч транспортных средств, то сейчас новые технологии позволяют управлять флотами практически без ограничений в размерах.

Общаясь с финансовыми институтами, с фондами я вижу: они пристально смотрят на проекты в логистике, потому что понимают, что это большой и еще не консолидированный рынок. Потенциал у него огромный, тем более что барьер для входа на рынок пока еще мизерный.

В одном из последних интервью Олег Жеребцов [основатель сети гипермаркетов «Лента» — ред.] говорил, что на рынок ретейла с 5 млрд долларов уже приходить бессмысленно, потому что за такие деньги уже ничего не построить. А вот на логистическом рынке с 50 млн долларов можно построить очень большой бизнес с миллиардной капитализацией.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.